logo
Подготовка к госам / программа_вопросы_ПО_2010

52. Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности.

Темперамент, или формально-динамические, психодинамические особенности психики, как составляющая поведения человека, которая проявляется в активности взаимодействия человека с окружающим миром – предметным и социальным, и в эмоциональности отношения к его процессу и результатам. Активность и эмоциональность как базовые характеристики темперамента.

Роль И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина в разработке проблемы физиологических основ темперамента. Тип ВНД, свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность, динамичность, лабильность, инертность, активированность и как основа темперамента. Понятие о типах темперамента. Понятие о свойствах темперамента. Характеристика основных психодинамических свойств: темп психической деятельности, подвижность, возбудимость, лабильность, работоспособность, интроверсия-экстраверсия им другие.

Критерии для отнесения того или иного свойства к темпераменту:

не зависит от содержания психологической деятельности;

характеризует меру энергичности;

универсально в проявлениях;

рано обнаруживается и устойчиво проявляется в онтогенезе;

высоко коррелирует со свойствами нервной системы.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие об индивидуальном стиле деятельности и его формировании в онтогенезе, проявлении в учебном процессе. Неправомерность оценочного подхода к темпераменту.  Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся с различными психодинамическими свойствами психики.

 Темперамент учителя и его влияние на характер педагогической деятельности. Понятие о индивидуальном стиле педагогической деятельности, его связи с темпераментом и успешность педагогического труда.