logo
Подготовка к госам / программа_вопросы_ПО_2010

Педагогическая диагностика

Понятие педагогической диагностики. Понятийный аппарат в диагностике: мониторинг, контроль, проверка, оценка, отметка.

Специфика осуществления диагностики воспитанности и объективные трудности ее осуществления. Определение результатов воспитания. Классификации критериев воспитанности: общие – частные, внешние – внутренние, содержательные – оценочные, «жесткие» – «мягкие». Характеристика критериев и показателей воспитанности личности.

Диагностика обученности. История использования отметки в образовании. Определение оценки и отметки в современных образовательных моделях. Функции оценки и отметки. Влияние оценки и отметки на формирование учебной деятельности и личностное развитие учащегося. Формирование адекватного отношения к отметке у субъектов педагогической ситуации.

Виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Формы контроля эффективности обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная; устная, письменная, практическая формы контроля; зачет, экзамен.

Методы и приемы контроля эффективности обучения: методы устного контроля (беседа, рассказ, объяснение, чтение текста, доклад); методы письменного контроля (контрольная работа, диктант, сочинение, реферат, опрос по карточкам; программированный контроль – с помощью ЭВМ, перфокарт, выполнение тестовых заданий; графический контроль - заполнение таблицы, составление графика, схемы, создание рисунка); методы практического контроля (приготовление препарата, выполнение опытов, лабораторная работа); самоконтроль.

Современные подходы к решению проблем диагностирования обученности учащихся: способы повышения стимулирующей роли 5-балльной шкалы; введение 12-балльной шкалы; опыт безотметочного обучения; разноуровневая диагностика на основе обязательных результатов обучения; применение проверочных заданий в тестовой форме.