logo
Подготовка к госам / программа_вопросы_ПО_2010

45. Мотивация учебно-профессиональной и профессионально-педагогической деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии в отрочестве, юности и зрелости.

Направленность личности как интегративный внутренний фактор мотивации поведения и деятельности человека. Общая характеристика мотивационной сферы личности. Понятие о мотивах и потребностях. Побудительные мотивы: установки, влечения желания и притягательные мечты, интересы, идеалы, убеждения. Доминирующие мотивы и мотивы подчиненные. Мотивы-стимулы и мотивы, антиномичные доминирующим мотивам. Смыслообразующие мотивы как главная причина побуждения деятельности, основа постановки цели, выбора средств и способов ее достижения. Личностный смысл деятельности как отражение в сознании субъекта отношения мотивов деятельности к цели действия.

Развитие мотивационной сферы личности в онтогенезе: выстраивание иерархических отношений между различными побуждениями человека. Характеристика потребностей и мотивов поведения дошкольника. Особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте. Специфика мотивационно-потребностной сферы подростка и юноши. Становление системы ценностных ориентаций как компонент личностного самоопределения.

Характеристика профессионально направленности личности педагога. Мотивы педагогической деятельности. Типы направленности и их соотношение с уровнями профессионализма и профессионально-педагогической успешностью.