logo
Подготовка к госам / программа_вопросы_ПО_2010

Требования к профессиональной подготовке специалиста

Выпускник должен знать:

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации. Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности педагога-психолога являются:

в области развивающей деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

в области научно-методической деятельности:

в области социально-педагогической деятельности:

в области культурно-просветительской деятельности:

в области организационно-управленческой деятельности:

В современных социокультурных условиях России многоплановые вопросы любой профессиональной деятельности невозможно решать без учета индивидуальных особенностей человека, без знания психологии коллектива, реальной системы социально-психологических характеристик социальных связей и отношений. От уровня овладения теоретико-методологическими и прикладными компонентами психологии и педагогики во многом зависит успех в решении практических задач. Требования, предъявляемые к выпускникам высших учебных заведений, с учетом объективных потребностей общества актуализировали значимость освоения конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями. Совершенствование социально-психологической, учебной и воспитательной работы необходимо на всех этапах жизненного пути каждого россиянина, но именно в вузе должно быть сформировано отношение к разнообразным сферам жизнедеятельности. Изучение студентом учебных дисциплин психолого-педагогического блока является необходимым условием не только для его профессиональной подготовки как специалиста, но и для собственного личностного развития, самосовершенствования, эффективного выполнения гуманных функций в обществе, коллективе, семье.

Учебные курсы психологии и педагогики в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта относится к его федеральному и национально - региональному компонентам и занимают важное место как в общеобразовательной, так и специальной предметной подготовке студентов. Преподавание учебных дисциплин психолого-педагогического блока в системе профессиональной подготовки предполагает не только овладение студентами системой знаний и умений, но ориентировано на целенаправленное саморазвитие личности студента, предоставляя возможность самопознания, развития педагогических способностей, раскрытия творческого потенциала, способствуя определению собственной позиции и отношений для реализации их в деятельности и общении. Поэтому подготовка к Государственной аттестации выпускника в форме экзамена предполагает:

В период обучения в НГПУ студенты ЕГФ (ИЕСЭН) осваивают программу психологических и педагогических курсов с ориентацией на Человека, как постижение истины основ психологии и педагогики и наполнение их личностным смыслом. В образовательном процессе постоянно раскрывается связь образования и самообразования, обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития. Главное в этих процессах – не объем получаемой информации, а умение творчески находить, усваивать и пользоваться ею. Преломление внешних воздействий через внутреннее усилие позволяет взаимодействовать внешним и внутренним факторам профессионально-личностного развития. Поэтому с целью повышения эффективности обучения и обеспечения высокого качества образования содержание учебных курсов целенаправленно ориентировано на уСВОЕние, оСВОЕние, приСВОЕние научной информации по психологии и педагогике, чтобы произошло ее осознание, принятие, сложилось личностно значимое к ней отношение, то есть она стала своей. Результатом обучения должна стать выработка человеком своей личной культуры смыслов, то есть значение и ценность научных психолого-педагогических знаний, собственный индивидуальный вариант отношения к изученным образовательным технологиям.

Освоение не только предметных знаний по учебному курсу, но и их ценностно-смысловых основ, позволяет реализовать воспитательную и развивающую функции обучения. Если процесс обучения есть часть воспитания личности, то тем самым создаются условия для формирования личности, познающей и осознающей культурные ценности и себя в мире этих ценностей. В том числе студент обретает способность осознавать и оценивать реальную жизненную ситуацию и определять свое отношение к научным и практическим аспектам психологии и педагогики.

Содержание Государственного экзамена структурировано в следующей логике. Условно можно выделить два блока – педагогика и психология. Значительное место занимают вопросы современной психолого-педагогической теории применительно к решению конкретных задач образования. Логика подготовки к государственной аттестации предполагает систематичность и последовательность освоения учебного материала, оптимальность перехода от простых проблем к более сложным. Материал включает в себя знакомство с противоречиями и проблемами современной российской системы образования, осознание психологических основ обучения и воспитания, выявление специфики нововведений в области образования и сути инновационных процессов в российском образовательном пространстве, в том числе, деятельности инновационных образовательных учреждений г. Новосибирска.

Программа государственного экзамена опирается на современный уровень научно-теоретических знаний психологии и педагогики. Важнейшими источниками для получения знаний являются не только современные учебники и учебные пособия для вузов, но и труды классиков различных школ психологии и педагогики, современные государственные нормативные документы в области образования. В учебном процессе активно используются монографические издания, мемуарная литература, публикации периодической печати, а также психолого-педагогическая информация на электронных носителях.