Требования к профессиональной подготовке специалиста
Выпускник должен знать:
Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; школьные программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;
государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.
Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации. Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности педагога-психолога являются:
в области развивающей деятельности:
диагностика уровня психического развития детей;
разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;
разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;
психологическая поддержка творчески одаренных учащихся;
проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;
психологическая поддержка учителей в образовательном процессе.
в области учебно-воспитательной деятельности:
психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;
организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;
использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;
воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода.
в области научно-методической деятельности:
выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.
в области социально-педагогической деятельности:
проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;
проведение профориентационной работы;
оказание помощи в решении задач социализации учащихся;
индивидуальное консультирование участников образовательного процесса;
в области культурно-просветительской деятельности:
формирование общей культуры учащихся;
организация культурного пространства образовательного учреждения.
в области организационно-управленческой деятельности:
рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;
управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;
организация контроля за результатами обучения и воспитания;
ведение школьной документации.
В современных социокультурных условиях России многоплановые вопросы любой профессиональной деятельности невозможно решать без учета индивидуальных особенностей человека, без знания психологии коллектива, реальной системы социально-психологических характеристик социальных связей и отношений. От уровня овладения теоретико-методологическими и прикладными компонентами психологии и педагогики во многом зависит успех в решении практических задач. Требования, предъявляемые к выпускникам высших учебных заведений, с учетом объективных потребностей общества актуализировали значимость освоения конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями. Совершенствование социально-психологической, учебной и воспитательной работы необходимо на всех этапах жизненного пути каждого россиянина, но именно в вузе должно быть сформировано отношение к разнообразным сферам жизнедеятельности. Изучение студентом учебных дисциплин психолого-педагогического блока является необходимым условием не только для его профессиональной подготовки как специалиста, но и для собственного личностного развития, самосовершенствования, эффективного выполнения гуманных функций в обществе, коллективе, семье.
Учебные курсы психологии и педагогики в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта относится к его федеральному и национально - региональному компонентам и занимают важное место как в общеобразовательной, так и специальной предметной подготовке студентов. Преподавание учебных дисциплин психолого-педагогического блока в системе профессиональной подготовки предполагает не только овладение студентами системой знаний и умений, но ориентировано на целенаправленное саморазвитие личности студента, предоставляя возможность самопознания, развития педагогических способностей, раскрытия творческого потенциала, способствуя определению собственной позиции и отношений для реализации их в деятельности и общении. Поэтому подготовка к Государственной аттестации выпускника в форме экзамена предполагает:
формирование современного научного представления о закономерностях, механизмах, условиях и факторах психических и педагогических процессов и явлений;
овладение прикладными психолого-педагогическими основами, методами и технологиями;
развитие инициативности, самостоятельности, нравственных качеств, профессиональной мобильности, психологической готовности и способности к успешной социализации в обществе, умело, с достоинством выполнять весь круг социальных обязанностей.
В период обучения в НГПУ студенты ЕГФ (ИЕСЭН) осваивают программу психологических и педагогических курсов с ориентацией на Человека, как постижение истины основ психологии и педагогики и наполнение их личностным смыслом. В образовательном процессе постоянно раскрывается связь образования и самообразования, обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития. Главное в этих процессах – не объем получаемой информации, а умение творчески находить, усваивать и пользоваться ею. Преломление внешних воздействий через внутреннее усилие позволяет взаимодействовать внешним и внутренним факторам профессионально-личностного развития. Поэтому с целью повышения эффективности обучения и обеспечения высокого качества образования содержание учебных курсов целенаправленно ориентировано на уСВОЕние, оСВОЕние, приСВОЕние научной информации по психологии и педагогике, чтобы произошло ее осознание, принятие, сложилось личностно значимое к ней отношение, то есть она стала своей. Результатом обучения должна стать выработка человеком своей личной культуры смыслов, то есть значение и ценность научных психолого-педагогических знаний, собственный индивидуальный вариант отношения к изученным образовательным технологиям.
Освоение не только предметных знаний по учебному курсу, но и их ценностно-смысловых основ, позволяет реализовать воспитательную и развивающую функции обучения. Если процесс обучения есть часть воспитания личности, то тем самым создаются условия для формирования личности, познающей и осознающей культурные ценности и себя в мире этих ценностей. В том числе студент обретает способность осознавать и оценивать реальную жизненную ситуацию и определять свое отношение к научным и практическим аспектам психологии и педагогики.
Содержание Государственного экзамена структурировано в следующей логике. Условно можно выделить два блока – педагогика и психология. Значительное место занимают вопросы современной психолого-педагогической теории применительно к решению конкретных задач образования. Логика подготовки к государственной аттестации предполагает систематичность и последовательность освоения учебного материала, оптимальность перехода от простых проблем к более сложным. Материал включает в себя знакомство с противоречиями и проблемами современной российской системы образования, осознание психологических основ обучения и воспитания, выявление специфики нововведений в области образования и сути инновационных процессов в российском образовательном пространстве, в том числе, деятельности инновационных образовательных учреждений г. Новосибирска.
Программа государственного экзамена опирается на современный уровень научно-теоретических знаний психологии и педагогики. Важнейшими источниками для получения знаний являются не только современные учебники и учебные пособия для вузов, но и труды классиков различных школ психологии и педагогики, современные государственные нормативные документы в области образования. В учебном процессе активно используются монографические издания, мемуарная литература, публикации периодической печати, а также психолого-педагогическая информация на электронных носителях.
- Программа Государственного экзамена
- Требования к государственному экзамену
- Требования к профессиональной подготовке специалиста
- Содержание государственного экзамена Общая педагогика
- Дидактика
- Целеполагание
- Содержание образования
- Формы обучения
- Методы обучения
- Средства обучения
- Педагогические технологии
- Теория и методика воспитания
- Современные технологии воспитания
- Педагогическая диагностика
- Психология как наука, ее роль и место в современном мире
- История развития психологического знания
- Человек и его познание в психологии
- Деятельность как способ социальной жизни человека
- Общение и межличностные отношения
- Сознание как интегративный способ бытия человека
- Познавательная сфера психики
- Индивидуально - психологические особенности личности
- Развитие психики в онтогенезе
- Возрастная психология
- Психология юношеского возраста
- Педагогическая психология
- Основы профориентологии
- Список рекомендуемой литературы
- Для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»
- 1. Сущность и специфика педагогической профессии. Представления о перспективах педагогических профессий, педагогических специальностях и условиях профессионального становления педагога.
- 2. Характеристика современной дидактической концепции.
- 3. Аксиологические основы современной педагогики. Сущность гуманизации образовательного процесса. Современная этика отношения к детству.
- 4. Этические, педагогические и психологические основы взаимодействия образовательногоучреждения с родителями и семьями учащихся.
- 5. Содержание приоритетных стратегий воспитания. Актуальные проблемы воспитания молодежи и формирования мировоззрения в системе профессионального обучения.
- 6. Детские и молодежные самодеятельные группы и неформальные объединения.
- 7. Проблема целеполагания в педагогике. Согласование целей профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся.
- 8. Становление принципов в истории педагогики. Характеристика современной системы педагогических принципов.
- 9. Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к организации и осуществлению образовательного процесса в системе профессионального обучения.
- 10. Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования. Нормативные документы, отражающие содержание профессионального образования.
- 11. Воспитательный и развивающий потенциал экономики как учебного предмета. Модель современного учебника.
- 13. Сущность и специфика самостоятельной работы обучающихся в профессиональном обучении. Роль и место домашних заданий в системе самостоятельных работ.
- 14. Специфика лекционно-семинарской формы обучения в современном образовательном процессе. Возможности ее эффективного и целесообразного применения в условиях профессионального обучения.
- 15. Интерактивные формы и методы обучения. Возможности их применения в процессе профессионального обучения юношей и взрослых.
- 16. Сущность и специфика проблемного обучения и возможности его реализации в системе профессионального обучения.
- 17. Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развитияэкономических понятий.
- 18. Словесные формы и методы обучения. Критерии их выбора и условия эффективного применения в системе профессионального обучения.
- 19. Методы стимулирования и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся раннего юношеского возраста.
- 20. Средства профессионального обучения. Критерии выбора наглядных и технических средств обучения.
- 21. Сущность и специфика дистанционного образования. Средства новых информационных технологий в процессе профессионального обучения, возможности и ограничения их применения, методика использования.
- 22. Педагогическая диагностика воспитанности личности и коллектива. Критерии оценки достижения планируемых результатов воспитания молодежи и личностного развития обучающихся.
- 23. Контроль в процессе профессионального обучения. Система методов контроля эффективности образовательного процесса.
- 24. Различные подходы к оценке результатов обучения. Организация контроля в системе профессионального обучения.
- 25. Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий.
- 26. Психолого-педагогические и методические основы современных технологий воспитания. Особенности их реализации в системе профессионального обучения.
- 27. Технология педагогического проектирования в условиях профессионального обучения.
- 28. Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России.
- 29. Основы внутреннего управления образовательным учреждением.
- 30. Характеристика гуманистических образовательных систем, известных в истории педагогики.
- 31. Современные тенденции развития образования в мире. Сущность процесса модернизации российского образования.
- 32. Инновации в педагогике. Основные типы образовательных учреждений в системе профессионального образования.
- 33. Педагогика и психология как науки и виды практической деятельности. Роль психологии в образовании и возможности влияния на повышение качества обучения.
- 35. Сущность исследовательской функции психолого-педагогической деятельности. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
- 36. Психология педагогического труда и понятие педагогической компетентности.
- 37. Психологическая характеристика речевой деятельности, требования к речевой компетентности педагога в условиях профессионального обучения.
- 38. Общение как деятельность. Специфика педагогического общения с подростками, юношами и взрослыми как субъектами профессионального обучения.
- 39. Влияние стиля педагогического общения на личностное развитие учащихся. Особенности построения конструктивных взаимоотношений с учащимися различного возраста.
- 40. Психологическая характеристика конфликта. Типичные конфликты в процессе обучения, способы их профилактики и разрешения.
- 41. Характеристикауровней развития класса как малой группы. Методы работы педагога, способствующие сплочению группы, развитию самоуправления, инициативы учащихся.
- 42. Деятельность как категория психологической науки. Психологическая характеристика учебно-профессиональной деятельности в юношеском и взрослом возрастах.
- 43. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте, определяющие особенности организации профессионального обучения.
- 44. Личность, ее структура и проявления в интерпретации различных психологических школ. Требования к личности педагога, работающего в системе профессионального образования.
- 45. Мотивация учебно-профессиональной и профессионально-педагогической деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии в отрочестве, юности и зрелости.
- 46. Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в профессиональном обучении.
- 47. Развитие воображения и творческих качеств личности как приоритетная психолого-педагогическая задача.
- 48. Память как познавательный процесс, психолого-педагогические условия развития памяти.
- 49. Понятие об эмоциональной сфере личности и психологические условия ее развития в профессиональном обучении. Эмоциональная устойчивость как показатель профессиональной компетентности педагога.
- 51. Понятие о воле и произвольности, их проявлениях и развитии в онтогенезе. Психолого-педагогические условия волевого развития ребенка в семье и школе.
- 52. Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности.
- 53. Понятие о способностях личности, их природе и условиях развития. Структура и развитие педагогических способностей.
- 54. Возраст как основная категория психологии развития и современные интерпретации возрастного подхода в обучении.
- 55. Психологическая характеристика юношества как основание проектирования и осуществления образовательного процесса в профессионально-педагогических учебных заведениях.
- 56. Познавательные ресурсы личности в юношеском возрасте. Развитие умственных способностей в процессе обучения экономике.
- 57. Психологические ресурсы взрослого как обучающегося в системе профессионального образования. Психологические принципы обучения взрослых.
- 58. Психологическое обоснование технологий развивающего обучения. Специфика их реализации в системе профессионального обучения.
- 59. Функции и организационные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников.
- 60. Планирование и организация профориентационной работы.