59. Функции и организационные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников.
Профильное обучение как один из инновационных проектов модернизации российского образования. Понятие о профильном обучении, профильной школе. Основные функции профильного обучения. Психологическое обоснование необходимости введения профильного обучения в российской школе. Социальная востребованность профильного обучения. Профильное обучение как пространство личностного самоопределения старшеклассников.
Порядок открытия профильных классов. Базовый учебный план как нормативный документ для составления школой рабочих учебных планов. Основные организационные модели профильного обучения для российской школы. Профиль как сочетание базовых, профильных и элективных курсов по биологии.
Понятие о предпрофильной подготовке в 9 классе, ее цель, задачи и основные направления. Базовая модель предпрофильной подготовки. Специфика элективных курсов в условиях предпрофильной подготовки. Содержание информационной работы и профориентации.
- Программа Государственного экзамена
- Требования к государственному экзамену
- Требования к профессиональной подготовке специалиста
- Содержание государственного экзамена Общая педагогика
- Дидактика
- Целеполагание
- Содержание образования
- Формы обучения
- Методы обучения
- Средства обучения
- Педагогические технологии
- Теория и методика воспитания
- Современные технологии воспитания
- Педагогическая диагностика
- Психология как наука, ее роль и место в современном мире
- История развития психологического знания
- Человек и его познание в психологии
- Деятельность как способ социальной жизни человека
- Общение и межличностные отношения
- Сознание как интегративный способ бытия человека
- Познавательная сфера психики
- Индивидуально - психологические особенности личности
- Развитие психики в онтогенезе
- Возрастная психология
- Психология юношеского возраста
- Педагогическая психология
- Основы профориентологии
- Список рекомендуемой литературы
- Для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»
- 1. Сущность и специфика педагогической профессии. Представления о перспективах педагогических профессий, педагогических специальностях и условиях профессионального становления педагога.
- 2. Характеристика современной дидактической концепции.
- 3. Аксиологические основы современной педагогики. Сущность гуманизации образовательного процесса. Современная этика отношения к детству.
- 4. Этические, педагогические и психологические основы взаимодействия образовательногоучреждения с родителями и семьями учащихся.
- 5. Содержание приоритетных стратегий воспитания. Актуальные проблемы воспитания молодежи и формирования мировоззрения в системе профессионального обучения.
- 6. Детские и молодежные самодеятельные группы и неформальные объединения.
- 7. Проблема целеполагания в педагогике. Согласование целей профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся.
- 8. Становление принципов в истории педагогики. Характеристика современной системы педагогических принципов.
- 9. Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к организации и осуществлению образовательного процесса в системе профессионального обучения.
- 10. Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования. Нормативные документы, отражающие содержание профессионального образования.
- 11. Воспитательный и развивающий потенциал экономики как учебного предмета. Модель современного учебника.
- 13. Сущность и специфика самостоятельной работы обучающихся в профессиональном обучении. Роль и место домашних заданий в системе самостоятельных работ.
- 14. Специфика лекционно-семинарской формы обучения в современном образовательном процессе. Возможности ее эффективного и целесообразного применения в условиях профессионального обучения.
- 15. Интерактивные формы и методы обучения. Возможности их применения в процессе профессионального обучения юношей и взрослых.
- 16. Сущность и специфика проблемного обучения и возможности его реализации в системе профессионального обучения.
- 17. Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развитияэкономических понятий.
- 18. Словесные формы и методы обучения. Критерии их выбора и условия эффективного применения в системе профессионального обучения.
- 19. Методы стимулирования и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся раннего юношеского возраста.
- 20. Средства профессионального обучения. Критерии выбора наглядных и технических средств обучения.
- 21. Сущность и специфика дистанционного образования. Средства новых информационных технологий в процессе профессионального обучения, возможности и ограничения их применения, методика использования.
- 22. Педагогическая диагностика воспитанности личности и коллектива. Критерии оценки достижения планируемых результатов воспитания молодежи и личностного развития обучающихся.
- 23. Контроль в процессе профессионального обучения. Система методов контроля эффективности образовательного процесса.
- 24. Различные подходы к оценке результатов обучения. Организация контроля в системе профессионального обучения.
- 25. Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий.
- 26. Психолого-педагогические и методические основы современных технологий воспитания. Особенности их реализации в системе профессионального обучения.
- 27. Технология педагогического проектирования в условиях профессионального обучения.
- 28. Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России.
- 29. Основы внутреннего управления образовательным учреждением.
- 30. Характеристика гуманистических образовательных систем, известных в истории педагогики.
- 31. Современные тенденции развития образования в мире. Сущность процесса модернизации российского образования.
- 32. Инновации в педагогике. Основные типы образовательных учреждений в системе профессионального образования.
- 33. Педагогика и психология как науки и виды практической деятельности. Роль психологии в образовании и возможности влияния на повышение качества обучения.
- 35. Сущность исследовательской функции психолого-педагогической деятельности. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
- 36. Психология педагогического труда и понятие педагогической компетентности.
- 37. Психологическая характеристика речевой деятельности, требования к речевой компетентности педагога в условиях профессионального обучения.
- 38. Общение как деятельность. Специфика педагогического общения с подростками, юношами и взрослыми как субъектами профессионального обучения.
- 39. Влияние стиля педагогического общения на личностное развитие учащихся. Особенности построения конструктивных взаимоотношений с учащимися различного возраста.
- 40. Психологическая характеристика конфликта. Типичные конфликты в процессе обучения, способы их профилактики и разрешения.
- 41. Характеристикауровней развития класса как малой группы. Методы работы педагога, способствующие сплочению группы, развитию самоуправления, инициативы учащихся.
- 42. Деятельность как категория психологической науки. Психологическая характеристика учебно-профессиональной деятельности в юношеском и взрослом возрастах.
- 43. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте, определяющие особенности организации профессионального обучения.
- 44. Личность, ее структура и проявления в интерпретации различных психологических школ. Требования к личности педагога, работающего в системе профессионального образования.
- 45. Мотивация учебно-профессиональной и профессионально-педагогической деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии в отрочестве, юности и зрелости.
- 46. Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в профессиональном обучении.
- 47. Развитие воображения и творческих качеств личности как приоритетная психолого-педагогическая задача.
- 48. Память как познавательный процесс, психолого-педагогические условия развития памяти.
- 49. Понятие об эмоциональной сфере личности и психологические условия ее развития в профессиональном обучении. Эмоциональная устойчивость как показатель профессиональной компетентности педагога.
- 51. Понятие о воле и произвольности, их проявлениях и развитии в онтогенезе. Психолого-педагогические условия волевого развития ребенка в семье и школе.
- 52. Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности.
- 53. Понятие о способностях личности, их природе и условиях развития. Структура и развитие педагогических способностей.
- 54. Возраст как основная категория психологии развития и современные интерпретации возрастного подхода в обучении.
- 55. Психологическая характеристика юношества как основание проектирования и осуществления образовательного процесса в профессионально-педагогических учебных заведениях.
- 56. Познавательные ресурсы личности в юношеском возрасте. Развитие умственных способностей в процессе обучения экономике.
- 57. Психологические ресурсы взрослого как обучающегося в системе профессионального образования. Психологические принципы обучения взрослых.
- 58. Психологическое обоснование технологий развивающего обучения. Специфика их реализации в системе профессионального обучения.
- 59. Функции и организационные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников.
- 60. Планирование и организация профориентационной работы.