logo
истор

Задания по теме семинара

Задание 1. Проанализируйте главу XXVII «Великой дидактики» Я.А. Ко­менского и докажите взаимосвязь системы непрерывного образования с его философским мировоззрением.

Задание 2. Проанализируйте главу XIV «Великой дидактики» Я.А. Ко­менского и раскройте применительно к теории обучения следующие положения принципа природосообразности:

Задание 3. Проанализируйте главу XXVIII «Великой дидактики» и определите, какие качества личности, по мнению Я.А. Коменского, должны составлять цель нравственного воспитания. Насколько эта цель соответствует системе общечеловеческих ценностей? Какие из нравственных качеств, выделенных Я.А. Коменским в качестве приоритетных, актуальны для современных систем воспитания?

Задание 4. Проанализируйте возникновение и развитие дидактики в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервега. Ответ подтвердите цитатами из произведений педагогов и запишите в тетрадь.

Задание 5. Сравните взгляды Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци на роль воспитания в становлении человека. Чья позиция представляется вам наиболее убедительной и почему?

Задание 6. Проследите развитие принципа природосообразности в истории зарубежной педагогики. Докажите единство и различие взглядов Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервега в понимании этого принципа. Заполните таблицу.

Педагог

Определение сущности принципа приросообразности

Отражение принципа природосообразности в педагогической концепции

Задание 7. На основе анализа романа-трактата «Эмиль, или О воспитании» составьте таблицу «Периодизация возрастного развития ребенка по Ж.-Ж. Руссо».

Название возрастного периода

Границы возраста

Основная цель воспитания и образования

Содержание воспитания

Какие критерии положены в основу возрастной периодизации по Ж.-Ж. Руссо? Согласны ли вы с утверждениями Ж.-Ж. Руссо, что возраст от 12 до 15 лет является «возрастом формирования интеллекта», а «учить любить людей» воспитанника следует только по достижении им 15 лет?

Задание 8. Эпиграфом к роману «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо выбрал изречение Сенеки: «Зло, от которого мы страдаем, излечимо, и нам, созданным для безупречного существования, помогает сама природа, если мы желаем исправиться». Какие пути исправления человеческой природы сам Ж.-Ж. Руссо считает наиболее эффективными? Ответ аргументируйте цитатами Ж.-Ж. Руссо.

Задание 9. Проанализируйте произведение И.Г. Песталоцци «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода» и дайте характеристику трем частям элементарного образования. Какие доводы приводит И.Г. Песталоцци, доказывая эффективность разработанной методики элементарного образования? Ответ аргументируйте цитатами.

Задание 10. Проанализируйте произведение И.Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей» и сформулируйте основные положения теории элементарного образования, методики ее реализации в практике обучения.