Сергей Иосифович Гессен (1887–1950)
Образовательная концепция С.И. Гессена, являясь отражением его философских воззрений, предлагает конкретные пути решения многих глобальных философских проблем. Наиболее ярко и наглядно это проявляется в разработанной ученым «педагогике культуры». Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С.И. Гессеном как осознание воспитания, «то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса». Ключевые понятия его философско-педагогической концепции -цели и ценности. Одни цели названы С.И. Гессеном условными. Это те «цели – данности», допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели – безусловные или «абсолютные». Это «цели в себе»: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т. д. Такие цели – «культурные ценности» являются по существу «неисчерпаемыми заданиями», то есть «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития». С.И. Гессен развивает концепцию культуры как «деятельность, направленную на осуществление безусловных целей – заданий».
Рассматривая идентичность целей образования и целей культуры, С.И. Гессен выстраивает структуру образования, исходя из культурных ценностей: сколько культурных ценностей, столько должно быть и видов образования (нравственное, художественное, научное, религиозное, правовое, хозяйственное).
С.И. Гессен, осознавая кризисность состояния культуры, видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, ставшим основой его «педагогики культуры». Приобщение личности к высшим культурным ценностям через образование – вот тот путь, который поможет преодолеть кризис «критической эпохи». Особое место в педагогической концепции С.И. Гессена занимает проблема взаимоотношений внутренней свободы личности и внешней культуры. Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого – отмена природного принуждения, «чеканка» темперамента в личность, воспитание внутренней силы свободы, что возможно «только через поставление личности сверхличных целей, в творческом устремлении, к которым растет ее устойчивая сила». На всех трех ступенях нравственного образования, а именно: аномия – гетерономия – автономия, реализующихся в таких формах деятельности, как игра – урок – творчество, следует избегать двух крайностей. Первая – преждевременное воспитание, в котором «предлагаемый ребенку внешний материал превосходит способность его усвоения, неизбежно воспитывает надломленных, безличных людей». Другая крайность – изолирование ребенка от культуры. Мудрое воспитание заключается в соразмерности внешнего материала внутренней способности ребенка к переработке этого материала. Искусство воспитателя – провести воспитанника между двумя крайностями.
Ценности (в терминологии С.И. Гессена – «цели-задания») в образовательной концепции преобразуются в конкретные задачи педагогической деятельности, ведущими среди которых можно считать развитие личности и приобщение к культурному процессу. Становление личности есть творческий процесс, где «оформляющим» началом выступает непрерывное и устойчивое действие человека. «Личность, – пишет С.И. Гессен, – есть рост, а для роста необходимо сохранение старого в новом». Основой последовательного и устойчивого действия человека должна стать единая задача, сформулированная ученым как «работа над сверхличными задачами», то есть осуществление «сверхличных» целей науки, искусства, права, религии, хозяйства через свободное творчество. Свобода, по мнению С.И. Гессена, есть «творчество нового, в мире дотоле He-существовавшего. Я свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, передо мной вставшую, разрешаю по-своему, так, как ее никто иной не смог бы разрешить». Анализируя свободное самоопределение личности, С.И. Гессен выводит ее основополагающую формулу: «будь свободен будь самим собой стремись к высшему, чем ты».
Творческое саморазвитие личности, по С.И. Гессену, может протекать в двух направлениях: первое направление «образовательное путешествие», или «духовное странствие», которое понимается С.И. Гессеном как «путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает все более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя в пределе не только все нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое и даже будущее человечество». «Духовными путями сообщения», облегчающими человеку его образовательное странствие, являются библиотеки, музеи, выставки, лекции и доклады в научных и профессиональных обществах. Второе направление – университетское (вузовское) образование, где научное исследование должно являться основной формой деятельности. Это неразрывное единство преподавания и исследования.
Система воспитания, предложенная С.И. Гессеном в «Основах педагогики», опирается на следующие принципы: учет личностных особенностей ребенка; последовательнось в проведении воспитательных действий; организация силы и авторитет; учет физиологических и возрастных особенностей ребенка; трудовой принцип в воспитании; целостность умственного и физического воспитания.
С.И. Гессен разрабатывает теорию национального образования, основываясь на следующих положениях:
– говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, ибо личность есть «естественный плод образования», направляющего человека к сверхличным целям при сохранении. им его внутренней свободы;
– национальное образование не есть особый вид образования, а есть просто хорошее образование;
– всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства;
– нация, будучи органической частью единого человечества, существует как единство многообразия, как целостность, пронизывающая собой множество объединяемых ею частей, как живой синтез индивидуальных областей.
Основные педагогические сочинения: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», Берлин, 1923; «Идеи трудовой школы и лабораторный план», Прага, 1923; «Педагогика Платона и современность», Берлин, 1923; «Образовательная политика в Советской России», совместно с Н. Ганцем (на англ. яз. ), Лондон, 1930; «О противоречиях и единстве воспитания. Задачи педагогики личности» (на польск. яз. ), Львов-Варшава, 1939; «Русская педагогика в XX веке» (на серб, яз. ), Белград, 1939; «Структура и содержание современной школы» (на польск. яз. ), Варшава, 1947.
Приложение 10
- 1. Пояснительная записка
- 2. Тематический план изучения учебной дисциплины «История педагогики и образования»
- 3. Содержание программы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Тема 4. Зарождение педагогики как науки
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Тема 7. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Тема 8. Школа и педагогика в России XIX века. К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогики
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх века
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- 4. Программа лекционных занятий
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Модели средневекового образования
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 5. Программа семинарских занятий
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- 6. Программа самостоятельной работы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Литература
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Литература
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Литература
- Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени. Я.А. Коменский как основатель научной педагогики
- Литература
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Литература
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Литература
- Тема 10. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Литература
- Тема 11. Школа и педагогика в России XIX века
- Литература
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх в.
- Литература
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- Литература
- 7. Контроль знаний студентов
- 7.1. Промежуточный контроль
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Зарождение педагогики как науки. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- 7.2. Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине
- 8. Рефераты по дисциплине
- 8.1. Темы рефератов
- 8.2. Методические рекомендации по подготовке реферата
- Примерная структура учебного реферата
- 9. Эссе по дисциплине
- 9.1. Темы эссе
- 9.2. Методические рекомендации для написания эссе
- 10. Учебно-методическое обеспечение программы
- 10.1. Основная литература
- 10.2. Дополнительная литература
- 11. Словарь терминов
- Приложения
- Школы в станах древнейших цивилизаций
- Воспитание и образование в Древней Греции
- Школа и педагогическая мысль Византии (V в. До н.Э. – XV в.)
- Система образования
- Образование в странах Западной Европы в период Средневековья
- Основные течения реформаторской педагогики.
- Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и сша
- «Новые школы»
- (С. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома (г. Литц, г. Винекен, п. Гехееб)
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дартингтон-Холле (Великобритания)
- Школа свободной умственной работы (г. Гаудиг). Вальдорфская школа (р. Штайнер)
- Педагогика м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Паркхерст)
- Школа б. Рассела
- Трудовая школа г. Кершенштейнера
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Педагогика Древней и Средневековой Руси IX–XVII веков Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX–XVII вв.)
- Основные события и факты
- Владимир Мономах (1053–1125)
- Братья Лихуды, Иоаникий (1639–1717) и Сафроний (1652–1730)
- Леонтий Филиппович Магницкий (1669–1739)
- Василий Никитич Татищев (1686–1750)
- Александр Николаевич Радищев (1749–1802)
- Школьная реформа Екатерины II (1782–1786)
- Основные события и факты
- Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
- Иван Иванович Бецкой (1704–1795)
- Екатерина Романовна Дашкова (1743–1810)
- Александр Федорович Бестужев (1761–1810)
- Николай Иванович Новиков (1744–1818)
- Педагогика и школа в России в XIX – начале XX века Основные идеи
- Основные события и факты
- Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX – начала XX веков
- Просветители и педагоги Николай Михайлович Карамзин (1766–1826)
- Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
- Николай Иванович Лобачевский (1792–1856)
- Иван Васильевич Киреевский (1806–1856)
- Николай Иванович Пирогов (1810–1881)
- Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)
- Александр Иванович Герцен (1812–1870)
- Николай Платонович Огарев (1813–1877)
- Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855)
- Николай Александрович Добролюбов (1836–1861)
- Алексей Степанович Хомяков (1804–1860)
- Василий Иванович Водовозов (1825–1886)
- Владимир Яковлевич Стоюнин (1826–1888)
- Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889)
- Сергей Александрович Рачинский (1833–1902)
- Николай Александрович Корф (1834–1883)
- Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907)
- Николай Федорович Бунаков (1837–1905)
- Петр Францевич Лесгафт (1837–1909)
- Лев Николаевич Модзалевский (1837–1896)
- Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)
- Василий Порфирьевич Вахтеров (1853–1924)
- Василий Васильевич Розанов (1856–1919)
- Константин Николаевич Вентцель (1857–1947)
- Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927)
- Михаил Иванович Демков (1859–1939)
- Александр Петрович Нечаев (1875–1943)
- Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
- I период. Основная деятельность. 1859–1962 годы
- II период. Методический. 70-е годы
- III период. Религиозно-нравственный. 70–90-е годы
- Ведущие педагогические идеи л.Н. Толстого (разных периодов)
- Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1870)
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Дидактические взгляды
- Петр Федорович Каптерев (1849–1922)
- Российское педагогическое зарубежье Основные идеи
- Николай Александрович Бердяев (1874–1948)
- Иван Александрович Ильин (1882–1954)
- Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965)
- Семен Людвигович Франк (1877–1950)
- Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962)
- Сергей Иосифович Гессен (1887–1950)
- Педагогика советского периода Основные идеи
- Основные события и факты
- Надежда Константиновна Крупская (1869–1939)
- Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933)
- Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882–1960)
- Альберт Петрович Пинкевич (1884–1937)
- Иван Андреевич Каиров (1893–1978)
- Мария Васильевна Крупенина (1892–1950)
- Виктор Николаевич Шульгин (1894–1965)
- Николай Кириллович Гончаров (1902–1978)
- Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934)
- Павел Петрович Блонский (1884–1941)
- Антон Семенович Макаренко (1888–1939)
- Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970)
- Ключ к контрольным тестам
- Пример оформления титульного листа учебного реферата
- Многотомные издания
- Неопубликованные документы
- Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы
- Составные части документов
- Электронные ресурсы
- Содержание
- 424001, Г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1.