Задания по теме семинара
Задание 1. Согласны ли вы с утверждением С.Т. Шацкого, что «воспитание – это создание наиболее благоприятных условий для естественного свободного развития личности ребенка»? Как была реализована эта идея на практике в колонии «Бодрая жизнь» и I Опытной станции Наркомпроса?
Задание 2. Проанализируйте главу «Апофеоз и финал» в книге «С.Т. Шацкий: работа для будущего» и ответьте на следующие вопросы:
Почему колония «Бодрая жизнь», руководимая С.Т. Шацким, была в начале 1920-х гг. превращена в I Опытную станцию Наркомпроса?
Что изменилось в структуре организации колонии?
Чем были продиктованы эти изменения? Какой характер они носили?
Задание 3. Сформулируйте основные положения теории воспитательного коллектива, которые были разработаны А.С. Макаренко. Запишите их в следующей последовательности:
цель воспитания;
основные принципы воспитания в коллективе;
этапы развития детского воспитательного коллектива;
оригинальные методы и приемы формирования детского воспитательного коллектива, предложенные А.С. Макаренко и реализованные им в практике колонии им. М. Горького.
Задание 4. Составьте аннотации статей А.С. Макаренко «Методика организации воспитательного процесса», «Цель воспитания», «Разговор о воспитании», «Лекции о воспитании детей». Сделайте цитатные выписки, подтверждающие, что идеи А.С. Макаренко не потеряли своей актуальности для современной педагогики.
Задание 5. Перечислите основные положения гуманистической концепции воспитания личности В.А. Сухомлинского. Подтвердите их цитатами из произведений выдающегося педагога «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну». Напишите аннотацию на одно из указанных произведений В.А. Сухомлинского.
Задание 6. Как в воспитательной системе В.А. Сухомлинского была реализована идея социального партнерства? На основе анализа произведений В.А. Сухомлинского докажите значение семьи и социума в становлении личности.
Задание 7. На основе сравнительного анализа заполните таблицу «Воспитательные системы С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского».
Название воспитательной системы | Период существования | Автор | Основные положения воспитательной концепции | Технологии воспитания | Произведения, в которых обобщен опыт воспитательной системы |
|
|
|
|
|
|
- 1. Пояснительная записка
- 2. Тематический план изучения учебной дисциплины «История педагогики и образования»
- 3. Содержание программы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Тема 4. Зарождение педагогики как науки
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Тема 7. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Тема 8. Школа и педагогика в России XIX века. К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогики
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх века
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- 4. Программа лекционных занятий
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Модели средневекового образования
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 5. Программа семинарских занятий
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- 6. Программа самостоятельной работы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Литература
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Литература
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Литература
- Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени. Я.А. Коменский как основатель научной педагогики
- Литература
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Литература
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Литература
- Тема 10. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Литература
- Тема 11. Школа и педагогика в России XIX века
- Литература
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх в.
- Литература
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- Литература
- 7. Контроль знаний студентов
- 7.1. Промежуточный контроль
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Зарождение педагогики как науки. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- 7.2. Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине
- 8. Рефераты по дисциплине
- 8.1. Темы рефератов
- 8.2. Методические рекомендации по подготовке реферата
- Примерная структура учебного реферата
- 9. Эссе по дисциплине
- 9.1. Темы эссе
- 9.2. Методические рекомендации для написания эссе
- 10. Учебно-методическое обеспечение программы
- 10.1. Основная литература
- 10.2. Дополнительная литература
- 11. Словарь терминов
- Приложения
- Школы в станах древнейших цивилизаций
- Воспитание и образование в Древней Греции
- Школа и педагогическая мысль Византии (V в. До н.Э. – XV в.)
- Система образования
- Образование в странах Западной Европы в период Средневековья
- Основные течения реформаторской педагогики.
- Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и сша
- «Новые школы»
- (С. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома (г. Литц, г. Винекен, п. Гехееб)
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дартингтон-Холле (Великобритания)
- Школа свободной умственной работы (г. Гаудиг). Вальдорфская школа (р. Штайнер)
- Педагогика м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Паркхерст)
- Школа б. Рассела
- Трудовая школа г. Кершенштейнера
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Педагогика Древней и Средневековой Руси IX–XVII веков Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX–XVII вв.)
- Основные события и факты
- Владимир Мономах (1053–1125)
- Братья Лихуды, Иоаникий (1639–1717) и Сафроний (1652–1730)
- Леонтий Филиппович Магницкий (1669–1739)
- Василий Никитич Татищев (1686–1750)
- Александр Николаевич Радищев (1749–1802)
- Школьная реформа Екатерины II (1782–1786)
- Основные события и факты
- Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
- Иван Иванович Бецкой (1704–1795)
- Екатерина Романовна Дашкова (1743–1810)
- Александр Федорович Бестужев (1761–1810)
- Николай Иванович Новиков (1744–1818)
- Педагогика и школа в России в XIX – начале XX века Основные идеи
- Основные события и факты
- Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX – начала XX веков
- Просветители и педагоги Николай Михайлович Карамзин (1766–1826)
- Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
- Николай Иванович Лобачевский (1792–1856)
- Иван Васильевич Киреевский (1806–1856)
- Николай Иванович Пирогов (1810–1881)
- Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)
- Александр Иванович Герцен (1812–1870)
- Николай Платонович Огарев (1813–1877)
- Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855)
- Николай Александрович Добролюбов (1836–1861)
- Алексей Степанович Хомяков (1804–1860)
- Василий Иванович Водовозов (1825–1886)
- Владимир Яковлевич Стоюнин (1826–1888)
- Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889)
- Сергей Александрович Рачинский (1833–1902)
- Николай Александрович Корф (1834–1883)
- Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907)
- Николай Федорович Бунаков (1837–1905)
- Петр Францевич Лесгафт (1837–1909)
- Лев Николаевич Модзалевский (1837–1896)
- Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)
- Василий Порфирьевич Вахтеров (1853–1924)
- Василий Васильевич Розанов (1856–1919)
- Константин Николаевич Вентцель (1857–1947)
- Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927)
- Михаил Иванович Демков (1859–1939)
- Александр Петрович Нечаев (1875–1943)
- Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
- I период. Основная деятельность. 1859–1962 годы
- II период. Методический. 70-е годы
- III период. Религиозно-нравственный. 70–90-е годы
- Ведущие педагогические идеи л.Н. Толстого (разных периодов)
- Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1870)
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Дидактические взгляды
- Петр Федорович Каптерев (1849–1922)
- Российское педагогическое зарубежье Основные идеи
- Николай Александрович Бердяев (1874–1948)
- Иван Александрович Ильин (1882–1954)
- Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965)
- Семен Людвигович Франк (1877–1950)
- Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962)
- Сергей Иосифович Гессен (1887–1950)
- Педагогика советского периода Основные идеи
- Основные события и факты
- Надежда Константиновна Крупская (1869–1939)
- Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933)
- Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882–1960)
- Альберт Петрович Пинкевич (1884–1937)
- Иван Андреевич Каиров (1893–1978)
- Мария Васильевна Крупенина (1892–1950)
- Виктор Николаевич Шульгин (1894–1965)
- Николай Кириллович Гончаров (1902–1978)
- Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934)
- Павел Петрович Блонский (1884–1941)
- Антон Семенович Макаренко (1888–1939)
- Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970)
- Ключ к контрольным тестам
- Пример оформления титульного листа учебного реферата
- Многотомные издания
- Неопубликованные документы
- Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы
- Составные части документов
- Электронные ресурсы
- Содержание
- 424001, Г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1.