11. Словарь терминов
Абак – счетная доска с полосами, по которым передвигались камешки или кости; применялась для обучения детей вычислениям.
Авторская школа – экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Термин употребляется с конца 80-х гг. ХХ века, тем не менее, корни этого педагогического явления уходят в традиции мировой педагогики. Авторскими по существу были воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского и др.
Агеллы – специальные государственные воспитательные учреждения в Лаконии в форме военных лагерей, где находились мальчики от 8 до 15 лет.
Агоны – ежегодные публичные состязания в Спарте, проводимые на началах соревнования в агеллах.
Академия – тип специализированного высшего учебного заведения или научного учреждения. В США – название престижного типа частной школы. Слово «академия» происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в 4 веке до н.э. Платон читал лекции своим ученикам (т.н. Платоновская академия).
Бакалавриат – первый цикл (ступень) вузовского образования. В виде экзамена на получение степени бакалавра (аттестата зрелости) был учрежден в 1808 году Наполеоном I.
«Белая книга образования» – нормативный документ, ориентирующий европейские страны на реформирование образования, в основе которого две цели: способствовать приобретению новых знаний и добиваться овладения тремя основными европейскими языками. Документ подготовлен Европейским Советом и принят в Страсбурге в 1995 году.
Братские школы – учебные заведения, существовавшие в XVI–XVIII вв. при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православных горожан Украины и Белоруссии (в составе Польско-Литовского государства). Высоким уровнем преподавания отличались братские школы во Львове (около 1585), в Вильнюсе (1585), Киеве (1615), Луцке (около 1617), Могилеве (1590–92). Обучение в школах делилось на две ступени. Младшие школьники учились грамоте и пению (по нотам), старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы математики и философии. Большое место отводилось православному вероучению.
Бригадно-лабораторный метод – одна из организационных форм учебных занятий; применялся в СССР в общеобразовательных школах, а также в вузах и техникумах в 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. В основу организации работы были положены бригады, создаваемые из учащихся во главе с бригадиром. Учащиеся работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 недель до 1 месяца, в них указывалась учебная литература, контрольные вопросы, предусматривались задачи и упражнения.
Вальдорфская педагогика – совокупность методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологические и дидактико-методические основы разработаны Р. Штейнером. Первая Вальдорфская школа была открыта в 1919 г.в г. Штутгарте (Германия) для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория».
Воскресные школы – учебные заведения для взрослых и работающих детей; исторически наиболее ранняя форма внешкольного образования. Подразделяются на два основных типа: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (у христиан – воскресные, у мусульман – пятничные, у иудеев – субботние) и общеобразовательные. Возникли как конфессиональные в середине XVI в. (первая при Миланском соборе) в форме воскресных бесед. В XVII вв. широко распространились в Европе и Северной Америке.
Воспитательные дома – учреждения для воспитания подкидышей и беспризорных младенцев.
Герусия – совет старейшин в Спарте, руководивший всей образовательно–воспитательной системой.
Гимназия – среднее общеобразовательное учебное заведение, как правило, гуманитарно-филологического направления, дающее учащимся классическое общее образование. Термин заимствован из Древней Греции, где в т.н. гимнасиях обучались дети привилегированных слоев общества.
Гимнасия – государственное воспитательное учреждение в древних Афинах VI–IV вв. до н. э., посещаемое юношами 16–18 лет для занятий литературой, политикой, гимнастикой, философией и подготовки к государственной службе. Наибольшей известностью пользовались гимнасии: Академия, Ликей, Киносарг.
Городские школы – элементарные или средние учебные заведения в Европе, создававшиеся по инициативе и при поддержке бюргерства (в Германии и Шотландии – бюргерские школы). Возникли в XIII в. в связи с потребностью городского. населения в специальном практическом образовании, главным образом на базе гильдейских и цеховых школ.
Грамматист – платный частный учитель элементарной грамоты в древних Афинах и Риме. В школе грамматиста детей обучали чтению, письму и счету.
Дальтон план (Dalton Plan) – система индивидуализированного обучения. Наименование получила по г. Долтон (шт. Массачусетс, США). Автор – Е. Паркхерст. При организации работы по Дальтон-плану учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода как в выборе занятий, очерёдности изучения разл. уч. предметов, так и в использовании своего рабочего времени.
«Декларация прав ребенка» – международный правовой акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, основной целью которого является объединение усилий государств мира в деле защиты прав и интересов детства. Декларация исходит из того, что «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
Демократизация образования – процесс утверждения и внедрения принципов демократии в образовательной сфере. Демократическая система воспитания предполагает ориентацию на ряд важных педагогических условий: равенство членов общества независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Ей присуща такая организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.
Демос – свободнорожденная малоимущая часть населения, занимавшаяся обычно ремеслом (в том числе учительским) в древних Афинах.
Демоты – старейшины в афинском государстве, которые имели право зачислять юношу в эфебы или отказать ему в зачислении.
Дескулизация – (от англ. – «обесшколивание») концепция упразднения школы как социального института и замены ее нетрадиционными формами социализации молодежи (в промышленности, сельском хозяйстве и т.д. на основе ученичества). Выдвинута в 60–70-е годы ХХ века И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Раймером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия).
Дидаскал – учитель в школе грамматиста в Афинах, который обучал детей чтению, письму и счету.
«Домострой» – русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения.
Иезуитское воспитание – система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, основано в 1534 г. И. Лойолой). Формирование индивидуальности в учениках сочеталось со строгой регламентацией их деятельности и поведения, подчинением личной воли и наклонностей интересам церкви и нормам христианской этики.
Изборник – более или менее обширное собрание отдельных небольших произведений, иногда являющих собой род примитивной энциклопедии, подчас мозаики, состав которой обусловлен личными вкусами составителя. Изборник князя Святослава 1076 года – одна из древнейших рукописных книг Древней Руси, включающая разнообразные тексты духовно-нравственного содержания, уникальный источник для изучения истории раннеславянской письменности и культуры.
Имплицитная концепция воспитания – стереотипы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опыте, но не имеющие теоретического оформления.
Инновация в образовании – нововведение, новшество, направленное на усовершенствование педагогического процесса, повышение его эффективности, связанное, как правило, с ломкой устоявшихся, традиционных подходов.
Интеграция – тенденция современного образования, в основе которой лежит процесс переплетения национальных систем образования и проведения согласованной образовательной политики.
Интернационализация – процесс развития связей в образовании, при котором система образования одной страны выступает частью мирового образовательного пространства (проявляется в увеличении объема международных обменов преподавателями, студентами и т.д.).
Информационное общество – общество, характеризующееся высоким уровнем производства и потребления информации и информационных услуг. Компьютерная революция, произошедшая в ряде цивилизованных стран мира, приводит к изменению духовного мира человека, идеологии общества, подходов к определению содержания образования и разработке новых информационных образовательных технологий.
Ирены – юноши в возрасте от 15 до 20 лет, зачисленные после проверочного года в военные отряды.
Кадетские корпуса (от франц. cadet – младший) – средние общеобразовательные закрытые военно-учебные заведения. Первоначально возникли в Пруссии в 1653 г. как школы для подготовки дворянских детей к военной. службе. Первый кадетский корпус в России открыт в 1732 г. в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б.К. Миниха.
Калокагатия – (от греч. kalos – прекрасный и agathos – добрый) – в древнегреческой философии – гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал воспитания человека.
Калькулятор – учитель арифметики в древнегреческих элементарных школах.
Кана – национальная фонематическая азбука в Японии, которую должны освоить учащиеся (для начальной школы норматив составляет 1 тысячу иероглифов, в то время как для чтения газеты необходимо знать около 2,5 тысяч).
Киники – представители древнегреческой философской (сократической) школы 4 век до н.э. Наиболее известный представитель Диоген из Синопа. Основа счастья и добродетелей – отказ от богатства, славы, всех чувственных добродетелей.
Кифарист – частный учитель в Афинах, обучавший за плату мальчиков 7–14 лет музыке и пению, а также знакомивший их с поэзией.
Коллегиум – (от латинского collegium – товарищество, содружество), закрытое среднее, редко высшее учебное заведение в XVI–XVIII вв. в Западной Европе.
Колледж – учебное заведение в Великобритании, США и ряде других стран. Различают три типа колледжей: 1) соответствующие по своему уровню высшей школе; 2) занимающие промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями; 3) на уровне среднего образования.
Коллéж – учебное заведение во Франции и ряде стран Африки и Азии, ранее относившихся к французским колониям. Во Франции коллежи – неполные средние школы, обучение в которых обязательно для детей с 11 до 15 лет.
Коммунарская методика – система условий, методов, приёмов и орга-низационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Разработана И.П. Ивановым и его единомышленниками в кон. 50-х гг. ХХ в.
Комплексные программы ГУСа (государственного ученого совета 1923–1925 гг.) – учебные программы, исключающие предметное преподавание. Учебный материал изучался комплексно по трем блокам: природа и человек; труд; общество.
Криптия – право молодежи, входившей в военные отряды, убивать любого из илотов, кажущегося подозрительным.
Лаконичная речь в спартанской системе воспитания – умение четко и кратко отвечать на вопросы.
Лакония – юго-восточная часть Пелопоннесского полуострова; в древности на территории Лаконии находился Спартанский полис. Названия Лакония и Спарта употребляются как синонимы.
Латинские школы – учебные заведения начального или повышенного типа с латинским языком обучения. Возникли в Западной Европе в период раннего средневековья и безраздельно господствовали до XIII в., когда появились городские школы с родным языком обучения.
«Лига плюща» – (от англ. – Ive League) ассоциация восьми старейших и богатейших частных американских университетов, получившая название от побегов плюща, которым, по традиции, выпускники обвивают университетские здания. Юридически была зарегистрирована в 1954 году. В состав Лиги входят: Гарвард, Принстон, Йель, Браун, Коламбия, Корнел, Дартмут и Пенсильвания.
ЛИНГВА – международная программа, принятая в 1987 году министрами образования Западной Европы, предусматривающая улучшение преподавания иностранных языков, начиная младших классов (один иностранный язык стал изучаться в начальной школе и не менее двух – в средней).
Литератор – учитель грамоты в первых классах древнеримской начальной школы.
Лицей – среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. В качестве средней школы первый лицей был открыт во Франции в 1802 году.
Магистр – (от лат. – начальник, глава, учитель) академическая степень в ряде стран, средняя между бакалавром и доктором наук, присуждается выпускникам университетов (или приравненных к ним учебных заведений), имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс обучения (1–2 года), сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию.
Магистратура – второй цикл (ступень) высшего образования.
Мастер грамоты – светский учитель XII–XIV вв. в Киевском государстве из дьячков, «мирских людей», грамотных крестьян, который занимался обучением детей в качестве дополнительной (к какому-либо ремеслу) профессии.
Материальное образование – усвоение учащимися максимума нужных для жизни знаний из различных областей наук. Для материального образования характерны многопредметность (энциклопедический курс), перегруженность, слабая связь между предметами. Одним из сторонников и основателем энциклопедизма в образовании являлся Я.А. Коменский.
Медресе – (от араб. – изучать) средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. Возникла у арабов в VII–VIII веках, распространилась в странах Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время существует два типа медресе: светского характера и готовящие служителей культа.
Менталитет – (от лат. – умственный) 1) образ мыслей, особенности индивидуального и общественного сознания людей, обусловленные социальной средой, историческими и национальными традициями; 2) психология нации, национальный характер.
Монитор – (от лат. – напоминающий, надзирающий) старший учащийся, помощник учителя в школах т.н. взаимного обучения в Великобритании, США, Франции и других странах.
Мусическая школа – частное платное воспитательно-образовательное учреждение в Афинах, включающая литературное, музыкальное образование, знакомство с основами наук: ораторского искусства, политики, этики, философии.
Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях и народном творчестве.
Неотомизм – религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского. Педагогическая концепция современного неотомизма была разработана Ж. Маритеном, который видел главную цель воспитания в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей и веры в Бога.
Непрерывное образование – процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям как личности, так и общества.
Нормальные школы – учебные заведения, готовящие учителей для школ различных ступеней. Впервые созданы в Австрии во 2-й половине XVIII века. Главное внимание уделяется конкретной профессиональной подготовке будущего учителя, дисциплинам психолого-педагогического цикла, педагогической практике. Наибольшей известностью пользуется Парижская высшая нормальная школа, основанная в 1795 году.
Оксбридж – неформальное название двух старейших английских университетов – Оксфорда (основанного в 1214 году) и Кембриджа (1318 год), – которые в глазах британцев давно слились воедино и в научной литературе нередко обозначаются одним термином.
Паблик скулз – (англ. – public schools – общественные школы) частные привилегированные средние школы в Великобритании, сохраняющие аристократические традиции, решающие задачу подготовки учащихся к поступлению в элитарные Оксфордский и Кембриджский университеты и воспитания будущих государственных и политических деятелей, крупных промышленников и т.п. Самая знаменитая британская паблик-скул – школа Итон, основанная королем Генрихом VI в 1440 году.
Палестра – гимнастическая школа в Афинах, занятия в которой мальчики в возрасте с 12 до 14 лет посещали одновременно с мусической школой.
Парадигма – (от греч. – пример, образец) теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач; схема, модель постановки проблем и их решения.
Педагог – образованный раб, преподававший в педагогиуме, либо раб, сопровождавший ребенка на занятия.
Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике, в котором в середине 70-х годов ХХ в. стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями педагогики сотрудничества являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.
Педагогиум – (от лат. – училище, школа) древнеримская школа для детей рабов с конца средних веков в странах Западной и Центральной Европы – школа для подготовки к поступлению в университет, а затем – название средней школы с интернатом. В некоторых зарубежных странах – учебные заведения для подготовки учителей начальной школы.
«Педагогический сборник» – ежемесячный педагогический журнал, издаваемый Главным управлением военно-учебных заведений в Петербурге в 1864–1918 гг. Один из популярных педагогических журналов России, содействовал развитию педагогической теории и методики, большое внимание уделял вопросам практики обучения и воспитания. В журнале помещались описания образцовых уроков, публиковались статьи по истории обучения и воспитания, освещался педагогический опыт зарубежных стран. В журнале сотрудничали русские педагоги К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, Н.Х. Вессель, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Модзалевский, А.Н. Острогорский, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров и др.
Педагогическое прогнозирование – процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Методы прогнозирования: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция.
Педология (от греч. pais, paidos – дитя и логос – наука) – термин, предложенный в 1893 г. американским психологом О. Хризманом (учеником С. Холла) для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития.
Педоном – воспитатель в агеллах.
Педотриб – руководитель палестры.
Педóцентризм (др.-греч. παῖς, родительный падеж παιδός – дитя и лат. centrum – центр) – педагогический принцип, отрицающий систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным учебным программам и требующий организации занятий только на основе непосредственно возникающих у детей желаний и интересов.
Поучение – дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; широко известно «Поучение Владимира Мономаха» – литературный памятник XI–XII веков, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом.
Прагматизм – (от греч. – дело) – концепция воспитания (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), раскрывающая представление о деятельной сущности человеческой личности, согласно которому человек изменяет окружающую среду на основе получаемого практического опыта, активно приспосабливаясь к ней. Главная цель воспитания – способствовать самореализации личности в русле удовлетворения ее прагматических интересов.
Принцип параллельного воздействия – правило воздействия педагога на отдельную личность с использованием воспитательного потенциала коллектива, членом которого является эта личность.
Принцип природосообразности воспитания и обучения – начиная с Я.А. Коменского, используется в педагогических системах XVIII–XX вв., в наследии Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского – правильное обучение и воспитание во всем должно сообразовываться с природой вообще и природой ребенка в частности.
Приоритеты образования – преобладающее, первенствующее значение каких-либо педагогических факторов, направлений деятельности и образовательных реформ.
Ритор – учитель красноречия.
Риторские школы – учебные заведения, готовившие ораторов и политических деятелей.
Рыцарское воспитание – система воспитания сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора – до 14 лет – пажи; до 21 года – оруженосцы. Рыцарское воспитание включало в себя: обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы, а также придворному этикету.
Свободное воспитание – педоцентрическая педагогическая концепция, считающая основной целью воспитания развитие творческой, независимой, самобытной личности. Основы концепции свободного воспитания были заложены Ж.-Ж. Руссо во второй половине XVIII в. и получили свое развитие в рамках реформаторской педагогики на рубеже XIX–XX вв. (М. Монтессори, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель).
Семь свободных искусств – система учебных предметов, в средневековой школе включавшая два цикла: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
Система перспективных линий – система постановки целей, перспективных линий, которые объединяют близкие перспективы (завтрашняя радость); среднюю и дальнюю перспективы. Разработана А.С. Макаренко.
Скаутизм – (от англ. – разведчик) система воспитания подростков и юношества, основанная на принципах скаутинга. Основная цель этого движения – содействие развитию личности. Это одна из самых массовых международных детских и юношеских движений: с 1907 года в нем участвовало свыше 250 млн человек. Организации скаутов существуют более чем в 150 странах. Основные идеи скаутизма разработал английский полковник Р. Баден-Поуэлл.
Сократическая беседа – метод обучения, заключавшийся в том, что собеседника подводили к правильным выводам с помощью системы наводящих вопросов.
Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных выводов (софизмов), т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней правильностью.
Софронист – выбиравшийся в Афинах начальник над эфебами и дидаскалами.
«Спутниковый шок» – реакция западного общества на запуск Советским Союзом первого спутника Земли, повлекшая серию реформ в сфере западного образования. Успехи в ракетостроении и космонавтике характеризовали высокий уровень развития науки, свидетельствовали о фундаментальности советского образования.
Сравнительная педагогика – раздел педагогической науки, изучающий в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах мира.
Стиль – в древней Греции и Риме стержень для письма.
Стоики – представители философского учения, возникшего в конце 4 в. до н. э.; основные представители: Зенон и Хрисипп.
Сэнсей – (от япон. – ранее рожденный) – учитель в японской школе, которому традиционно отводится весьма почетная роль. В основе такого отношения лежит конфуцианский культ почитания старейшин.
Тенденция – (от лат. – направленность, стремление) направление развития какого-либо явления, мысли, идеи.
Теория конвергенции – (от лат. – приближение, сходство) концепция западного обществоведения, считающая определяющей особенностью современного развития тенденцию к сближению различных социально-политических систем. По данной теории, это приводит к сближению образовательных систем разных стран, сглаживанию различий между ними и, в конечном счете, их слиянию.
Университет – (от лат. – совокупность) высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений и специальностей, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования. Первые университеты появились в Европе в XII–XIII веках. Классическую модель европейского университета в начале XIX века теоретически разработал прусский министр образования В. фон Гумбольдт. Он провозгласил принцип единства исследования и обучения, заложил традицию преемственности между средним и высшим образованием.
Филы – области афинского полиса, от которых выбирались представители для надзора за эфебами.
Формальное образование – образование, основной целью которого было развитие умственных способностей, мышления, воображения, памяти учащихся. Сторонниками концепции формального образования были И.Г. Песталоцци, И. Гербарт. Противопоставлено материальному образованию, где упор делается на усвоении большого объема знаний.
Экзистенциализм – (от лат. – существование) философское направление, признающее личность высшей ценностью мира и то, что личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности путем полного проживания каждого момента бытия.
Экспериментальная педагогика – направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем. Возникло в конце XIX в., когда была доказана возможность применения исследовательского эксперимента к изучению детей. Термин предложен в начале ХХ в. Э. Мейманом.
Элементарное образование – основа педагогической системы И.Г. Песталоцци (1746–1827), согласно которому процесс обучения и воспитания начинается с простейших элементов и постепенно, последовательно восходят к более сложному знанию.
Эфебия – обязательная для свободнорожденных молодых людей школа воинского искусства в Древней Греции.
Эфебы – свободнорожденные юноши 18–20 лет, обучавшиеся военному искусству в эфебии в Афинах.
Ювентус – распространенная в Древнем Риме со 2 в. до н.э. молодежная образовательная организация, основанная на принципах афинской эфебии.
ЮНЕСКО – международная организация по вопросам образования, науки и культуры, созданная в 1946 году, в настоящее время насчитывающая 190 стран-участниц. В состав ЮНЕСКО входит три органа: Генеральная конференция (высший руководящий), исполнительный комитет и секретариат.
- 1. Пояснительная записка
- 2. Тематический план изучения учебной дисциплины «История педагогики и образования»
- 3. Содержание программы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Тема 4. Зарождение педагогики как науки
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Тема 7. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Тема 8. Школа и педагогика в России XIX века. К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогики
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх века
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- 4. Программа лекционных занятий
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Модели средневекового образования
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 5. Программа семинарских занятий
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- 6. Программа самостоятельной работы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Литература
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Литература
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Литература
- Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени. Я.А. Коменский как основатель научной педагогики
- Литература
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Литература
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Литература
- Тема 10. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Литература
- Тема 11. Школа и педагогика в России XIX века
- Литература
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх в.
- Литература
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- Литература
- 7. Контроль знаний студентов
- 7.1. Промежуточный контроль
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Зарождение педагогики как науки. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- 7.2. Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине
- 8. Рефераты по дисциплине
- 8.1. Темы рефератов
- 8.2. Методические рекомендации по подготовке реферата
- Примерная структура учебного реферата
- 9. Эссе по дисциплине
- 9.1. Темы эссе
- 9.2. Методические рекомендации для написания эссе
- 10. Учебно-методическое обеспечение программы
- 10.1. Основная литература
- 10.2. Дополнительная литература
- 11. Словарь терминов
- Приложения
- Школы в станах древнейших цивилизаций
- Воспитание и образование в Древней Греции
- Школа и педагогическая мысль Византии (V в. До н.Э. – XV в.)
- Система образования
- Образование в странах Западной Европы в период Средневековья
- Основные течения реформаторской педагогики.
- Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и сша
- «Новые школы»
- (С. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома (г. Литц, г. Винекен, п. Гехееб)
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дартингтон-Холле (Великобритания)
- Школа свободной умственной работы (г. Гаудиг). Вальдорфская школа (р. Штайнер)
- Педагогика м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Паркхерст)
- Школа б. Рассела
- Трудовая школа г. Кершенштейнера
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Педагогика Древней и Средневековой Руси IX–XVII веков Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX–XVII вв.)
- Основные события и факты
- Владимир Мономах (1053–1125)
- Братья Лихуды, Иоаникий (1639–1717) и Сафроний (1652–1730)
- Леонтий Филиппович Магницкий (1669–1739)
- Василий Никитич Татищев (1686–1750)
- Александр Николаевич Радищев (1749–1802)
- Школьная реформа Екатерины II (1782–1786)
- Основные события и факты
- Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
- Иван Иванович Бецкой (1704–1795)
- Екатерина Романовна Дашкова (1743–1810)
- Александр Федорович Бестужев (1761–1810)
- Николай Иванович Новиков (1744–1818)
- Педагогика и школа в России в XIX – начале XX века Основные идеи
- Основные события и факты
- Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX – начала XX веков
- Просветители и педагоги Николай Михайлович Карамзин (1766–1826)
- Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
- Николай Иванович Лобачевский (1792–1856)
- Иван Васильевич Киреевский (1806–1856)
- Николай Иванович Пирогов (1810–1881)
- Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)
- Александр Иванович Герцен (1812–1870)
- Николай Платонович Огарев (1813–1877)
- Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855)
- Николай Александрович Добролюбов (1836–1861)
- Алексей Степанович Хомяков (1804–1860)
- Василий Иванович Водовозов (1825–1886)
- Владимир Яковлевич Стоюнин (1826–1888)
- Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889)
- Сергей Александрович Рачинский (1833–1902)
- Николай Александрович Корф (1834–1883)
- Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907)
- Николай Федорович Бунаков (1837–1905)
- Петр Францевич Лесгафт (1837–1909)
- Лев Николаевич Модзалевский (1837–1896)
- Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)
- Василий Порфирьевич Вахтеров (1853–1924)
- Василий Васильевич Розанов (1856–1919)
- Константин Николаевич Вентцель (1857–1947)
- Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927)
- Михаил Иванович Демков (1859–1939)
- Александр Петрович Нечаев (1875–1943)
- Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
- I период. Основная деятельность. 1859–1962 годы
- II период. Методический. 70-е годы
- III период. Религиозно-нравственный. 70–90-е годы
- Ведущие педагогические идеи л.Н. Толстого (разных периодов)
- Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1870)
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Дидактические взгляды
- Петр Федорович Каптерев (1849–1922)
- Российское педагогическое зарубежье Основные идеи
- Николай Александрович Бердяев (1874–1948)
- Иван Александрович Ильин (1882–1954)
- Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965)
- Семен Людвигович Франк (1877–1950)
- Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962)
- Сергей Иосифович Гессен (1887–1950)
- Педагогика советского периода Основные идеи
- Основные события и факты
- Надежда Константиновна Крупская (1869–1939)
- Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933)
- Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882–1960)
- Альберт Петрович Пинкевич (1884–1937)
- Иван Андреевич Каиров (1893–1978)
- Мария Васильевна Крупенина (1892–1950)
- Виктор Николаевич Шульгин (1894–1965)
- Николай Кириллович Гончаров (1902–1978)
- Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934)
- Павел Петрович Блонский (1884–1941)
- Антон Семенович Макаренко (1888–1939)
- Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970)
- Ключ к контрольным тестам
- Пример оформления титульного листа учебного реферата
- Многотомные издания
- Неопубликованные документы
- Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы
- Составные части документов
- Электронные ресурсы
- Содержание
- 424001, Г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1.