logo
истор

Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени

Задание 1. Запишите в педагогический словарь следующие понятия и их характеристику: элементарное образование, сенсуализм, свободное воспитание, культуросообразность, теория интереса, природосообразность, педагогическое управление.

Задание 2. Обоснуйте роль Просвещения как прогрессивного течения в истории педагогики.

Задание 3. Охарактеризуйте отношение Ж.-Ж. Руссо к семейному и общественному воспитанию. Ответ оформите в виде тезисов в тетради, подтвердите цитатами из романа-трактата Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании».

Задание 4. На каких принципах Дж. Локк предлагал строить взаимоотношения между воспитателем и воспитанником?

Задание 5. Как отражают педагогическую позицию Ж.Ж. Руссо следующие высказывания:

Задание 6. Какие педагогические идеи, актуальные для современной школы, разрабатывались в эпоху Нового времени? Ответы аргументируйте цитатами из произведений А. Дистервега, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта:

Задание 7. Какой вклад внес А. Дистервег в разработку теории и практики развивающего обучения? Ответ запишите в тетрадь, подтвердите цитатами из произведения А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».

Задание 8. Сравните взгляды К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо на место и роль воспитания в становлении человека. Чья позиция представляется вам наиболее убедительной и почему?

Задание 9. Сравните взгляды на образование, воспитание и развитие ребенка в наследии И. Гербарта и А.Дистервега.

Задание 10. В чем разница между концепциями материального и формального образования? Ответ оформите в виде таблицы.

Параметры сравнения

Материальное образование

Формальное образование

Сторонники концепции

Цель образования

Структура и содержание образования

В каких образовательных учреждениях реализовывались

Задание 11. Как решалась проблема соединения обучения с трудом в педагогических теориях Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци? Ответ аргументируйте цитатами из произведений педагогов.

Задание 12. Подготовьте рефераты по темам:

  1. Сенсуалистическая концепция Д. Локка, идеи воспитания «истинного джентльмена».

  2. Воспитание женщин в педагогической программе Ж.-Ж. Руссо.

  3. Связь обучения с производительным трудом в педагогическом опыте И.Г. Песталоцци.

  4. Периодизация Ж.-Ж. Руссо жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждый из возрастных периодов.

  5. Педагогические идеи К.А. Гельвеция и Д. Дидро о воспитании и равенстве умственных способностей людей.

  6. И. Гербарт о значении дисциплины в воспитании ребенка.

  7. А. Дистервег о роли педагога в развитии и воспитании ребенка.

  8. Теория развивающего обучения А. Дистервега.

  9. Идея воспитывающего обучения И. Гербарта.

  10. Теория многостороннего интереса И. Гербарта.