logo
истор

Тема 11. Школа и педагогика в России XIX века

Задание 1. Запишите в педагогический словарь следующие понятия и их характеристику: западники, славянофилы, принцип народности, педагогическая антропология, земские школы, воскресные школы.

Задание 2. Проанализируйте педагогические взгляды К.Д. Ушинского и его последователей во второй половине XIX века.

Задание 3. Какие требования предъявлялись К.Д. Ушинским к учителю?

Задание 4. Подумайте, какие идеи западной педагогики были наиболее влиятельны в России в XIX веке; в чем проявилась самобытность отечественной педагогической мысли в XIX в.?

Задание 5. Проанализировав стихотворение Н.А. Добролюбова «Жалоба ребенка», раскройте его смысл с позиции личностной свободы ребенка и самоценности детства, которые начинают складываться в отечественной педагогике в XIX веке.

Для чего вы связали мне руки? Для чего пеленали меня? Для чего на житейские муки Обрекли меня с первого дня?

Стариной освященный обычай, Человека пристрастный закон, – Предписание модных приличий... Ими буду всю жизнь я стеснен...

Дайте ж мне хотя б в детстве свободу, Дайте только всей грудью вздохнуть! Чтоб я после, в тяжелые годы Мог хоть детство добром помянуть.

Задание 6. Подготовьте рефераты:

  1. Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX в. и развитие педагогической мысли.

  2. Идеи общечеловеческого воспитания, общего и профессионального образования в трудах Н.И. Пирогова.

  3. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.

  4. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и о воспитании как искусстве.

  5. К.Д. Ушинский о семейном воспитании.

  6. Земская школа России: история и опыт.