logo
истор

Школа свободной умственной работы (г. Гаудиг). Вальдорфская школа (р. Штайнер)

В 1900 г. была создана женская школа Гуго Гаудига (1860–1923). Предметы, изучаемые в школе, должны были дать ученицам представление о разных сторонах культуры человечества: землеведении, естествозна­нии, немецкой литературе, искусстве, истории литературы, иностранных языках, истории, религии, математике. Классное обучение, составлявшее «рабочую сторону» школьной жизни, имело целью интеллектуальное развитие, одним из средств которого было аналитическое преподавание материала. Воспитательные задачи в школе Гаудига решались путем организации «общечеловеческой жизни» – игр, праздников, вечерних бесед и т.д. Участвуя в них, учащиеся получали возможности для наиболее свободного проявления умственной деятельности и, что очень важно, оказывались спаяны единством «переживания».

Школа Р. Штайнера (1861–1925) в Вальдорф-Астории (Штутгарт) была открыта в 1919 г. и поставила своей целью «художественное воспитание» в противовес «мировоззренческому». В школе было 12 классов. В отличие от традиционной классно-урочной системы работа в ней строилась на индивидуальном подходе и индивидуальных требованиях, основанных на изучении личности каждого школьника.

Основным подходом было убеждение, что познание человеческой сущности доступно лишь мудрому и просвещенному. Штайнер трактовал воспитание как процесс метаморфоз, при которых предшествующая ступень развития ребенка возрождается на последующей в качественно ином состоянии. Основная цель воспитания – всестороннее развитие посредством интенсивной духовной деятельности. Вальдорфская школа строилась на самоуправлении – действовал совет, в который входили учителя, ученики, родители, друзья школы. Учитывались индивидуальные результаты каждого ученика при отказе от традиционных оценок.

Литература

  1. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. – М., 1993. – С. 145–146, 151–153.

  2. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А Стефановская. – М., 1998. – С. 300–302.