logo
истор

Образование в странах Западной Европы в период Средневековья

Церковные

школы

Монастырские – внешние (для мирян) и внутренние; кафедральные; приходские.

Срок обучения не устанавливался, возраст – тоже.

Социальное положение: сначала учениками были дети духовенства, потом – все остальные.

Метод – механическое запоминание.

Содержание: чтение молитв, церковное пение, письмо.

В монастырской школе повышенного типа – «7 свободных искусств».

Высшая кафедральная (или соборная) – «7 свободных искусств» + древняя философия, богословие; позже введены: астрономия, медицина. Идеал монашества: целомудрие, бедность, послушание.

Светское

образование

Цель воспитания старшего сына феодала – воспитание рыцаря: до 7 лет – в семье; до 14 лет – в замке сюзерена в роли пажа на женской половине; с 14 лет – оруженосец сюзерена, с 21 года – рыцарь.

Содержание «семи рыцарских добродетелей»: верховая езда, плаванье, фехтование, охота, шахматы, впадение копьем, мечом, щитом; умение слагать и петь стихи.

В условиях распада большинства государств Западной Европы на множество враждебных феодальных владений военная подготовка рыцаря приобретала важнейшее практическое значение. Тело рыцаря принадлежит сюзерену, душа – Богу, сердце – даме. Отсюда воспитание дворянина: основы любви, войны и религии. Начала любви: вежливость, доброта, великодушие, этикет, витиеватая речь, воздержанность от гнева, лени, чревоугодия. Умственное воспитание было незначительным. Религиозное – с самого начала пребывания в замке сюзерена. На последней стадии развития рыцарства были введены в подготовку рыцаря основы экономики: детей отдавали на выучку ремесленникам, учили читать и писать.

Для следующего сына: семья – монастырская школа – уход в священнослужители или университет.

Женское воспитание: в семье – монастырские школы – возвращение в семью или уход в монахини.

Универси­теты

Возникли в конце XII века.

Факультеты: подготовительный (артистический) – «7 свободных искусств», 6–7 лет, магистр; богословский – 5–6 лет, доктор наук; юридический – 5–6 лет, доктор наук; медицинский – 5–6 лет, доктор наук. Вид занятий: лекции, диспуты.

Обучение

горожан

и селян

Цеховые школы – для детей ремесленников.

Образовательный путь: мастер, подмастерье, ученик.

Для включения подмастерья в число полноправных мастеров ученик должен был изготовить «шедевр» (образцовую работу), сдать устный экзамен; уплатить взнос за прием в цех, устроить угощение для членов цеха, совершить пешком образовательное путешествие.

Гильдейские школы – для детей купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы, содержавшиеся магистратами.

На селе: приходские школы и раннее включение в трудовую деятельность.

Приложение 5