logo
истор

«Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дартингтон-Холле (Великобритания)

Особенно решительно к внедрению новых форм и методов учебной работы приступила созданная в 1924 г. А. Нейлом «Новая школа» в Саммерхилле. Лозунгом школы была «абсолютная свобода» учащихся. Детям позволяли пропускать занятия по общеобразовательной программе и выбирать факультативы: курс для подготовки в колледж высшего образования, спорт, искусство, трудовое обучение. Однако «абсолютная свобода» привела к явному несоответствию с реальностью. Сами ученики возражали против пропусков занятий, так как прогульщики мешали остальным продвигаться вперед в овладении учебным материалом.

Основной задачей в Саммерхилле ставилось формирование общественной личности. По мнению А. Нейла, одно заседание общего собрания учеников стоит недели учебных занятий, так как эффективно содействует социализации учащихся, что несоизмерно важнее простой передачи знаний.

Для решения этой задачи учителя Саммерхилльской школы направляли большие усилия на внедрение различных форм воспитательной работы. Одна из таких форм – доверительные беседы («персональные уроки») между учеником и директором. Особая роль отводилась школьному самоуправлению.

Во многом придерживалась взглядов А. Нейла созданная в 1925 г. школа в Дартиштон-Холле. По своему составу эта школа отличалась от Саммерхилла. Школа последовала традициям первых «Новых школ», став учебным заведением для избранных.

В этой школе применялись методы и формы работы в духе «нового воспитания». В начале каждого семестра ученику предлагали самостоятельно выбрать предметы для изучения. Отметок в школе не ставили. Учителя стремились установить со школьниками теплые, сердечные отношения. Органом самоуправления является школьный совет, члены которого избирались на общем собрании. Решения совета утверждало общее собрание. Учителя принимали участие в заседаниях собрания, но не обладали правом голоса. Самоуправление предназначалось только для старших школьников.

Литература

1. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. – М., 1993. – С. 145–146, 151–153.

2. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. – М., 1998. – С. 303.