logo
истор

Педагогика м. Монтессори

М. Монтессори родилась 31 августа 1870 г. в маленьком провинциальном городе Чиаравалле (Италия) в строгой религиозной семье. В 1896г. она оканчивает университет и становится первой в Италии женщиной-доктором медицины. Она решает создать специальную школу для умственно отсталых детей и сирот, где впервые применила свой дидактический материал. В 1900 г. ее воспитанники на олимпиаде в Риме показали более высокие результаты, чем их сверстники.

М. Монтессори осознала, что гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий. В 1907 г. она создает новый тип дошкольных заведений – Дома ребенка, система которых в будущем распространилась по всему миру. Монтессори видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей, и предпочитала использовать термин «руководительница» вместо «учитель».

Монтессори-классы организовывались как разновозрастные и включали детей от 2,5 до 6 лет. Благодаря этому ребенок учился вести себя в обществе различных людей, т. е. приобретал навыки социального поведения.

Монтессори-класс охватывает ряд зон: зону практической жизни (2,5–3,5 лет); зону сенсорного развития; зоны – языковую, математическую, географическую, естественнонаучную. Главным нововведением в меблировке школы считается упразднение парт и скамеек. Вместо них используются столы на широких крепких восьмигранных ножках и маленькие коврики.

Важной новацией стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы.

Каждый ребенок в классе занят иными упражнениями и потому получает индивидуальное воспитание, хотя и составляет часть класса, в котором учатся сорок и более детей. Соревнование детей друг с другом отсутствует и их результаты никогда не сравниваются.

Жизненный путь М. Монтессори оборвался 6 мая 1952 г. в Голландии за несколько месяцев до 82-летия, но ее идеи продолжают шествие по миру.

Литература

  1. Богуславский, М.В. М. Монтессори: помоги мне сделать это самому / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М.: Карапуз, 2000.

  2. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. – М., 1998. – С. 342–344.