10.2. Дополнительная литература
Августин, А. Исповедь. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / А. Августин; под ред. А.И. Пискунова. – М., 2006. – С. 123–142.
Августин, А. Об учителе. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / А. Августин; под ред. А.И. Пискунова. – М., 2006. – С. 142–148.
Аквинский, Ф. Сумма теологии. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Ф. Аквинский; под ред. А.И. Пискунова. – М., 2006. – С. 238–248.
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / сост.: С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 366 с.
Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И.А. Соловков. – М.: Педагогика, 1985. – 478 с.
Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века / под ред. П.А. Лебедева. – М.: Педагогика, 1990. – 603 с.
Антология педагогической мысли России первой половины ΧІΧ века. – М.: Педагогика, 1987. – 558 с.
Антология педагогической мысли христианского средневековья [Текст]: в 2 т. / сост.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш. – М.: Аспект-Пресс, 1994.
Аристотель. О душе / Аристотель // Сочинения: в 4 т. – М., 1984. – Т. 1. – С. 369–451.
Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 375–645.
Аристотель. Этика. [Текст] / Аристотель; перевод Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 492 с.
Арканов, А.К. Идеи Ушинского / А.К. Арканов. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
Белозерцев, Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге / Е.П. Белозерцев. – М.: Роман-газета, 1994. – 191 с.
Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология: курс лекций / Б.М. Бим-Бад. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 208 с.
Блонский, П.П. Педология / П.П. Блонский; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – 288 с.
Вессель, Н.Х. Об основных положениях педагогики / Н.Х. Вессель. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / сост. В.Я. Струминский. – М.: Гос. уч. пед. изд-во МП РСФСР, 1959. – С. 183–184.
Вульфсон, Б.А. Мировое образовательное пространство на рубеже веков [Текст] / Б.А. Вульфсон. – М.: МПСИ, 2006.
Гербарт, И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания / И.Ф. Гербарт // Избранные педагогические сочинения. – М., 1940. – Т. 1. – С. 148–280.
Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С.И. Гессен; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
Гончаров, Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского / Н.К. Гончаров. – М., 1974.
Гриценко, Л.И. А.С. Макаренко: педагогика, устремлённая в будущее / Л.И. Гриценко // Педагогика. – 2003. – № 2.
Гриценко, Л.И. Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежом / Л.И. Гриценко // Педагогика. – 2004. – № 7.
Джибладзе, Г.Н. Философия Коменского / Г.Н. Джибладзе. – М.: Педагогика, 1982. – 168 с.
Днепров, Э.Д. Феномен Ушинского / Э.Д. Днепров // Официальный сайт Б.М. Бим-Бада. – Режим доступа: http://bim-bad.ru/ bibliotek;a/article_full.php?aid=706.
Исаев, Л.И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы / Л.И. Исаев. – М.: Ин-т общего образования, 1999. – 352 с.
История педагогики: учеб. пособие для вузов / В.А. Капранова. – Минск: Новое знание, 2003.
Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. – М.,1982.
Князев, Е.А. Петр Лесгафт и вольная школа / Е.А. Князев // Вестник образования России. – 2006. – № 15. – С.55–62.
Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1982. – Т. 1. – С. 242–476.
Коменский, Я.А. Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. / Я.А. Коменский // Педагогическое наследие. – М., 1989.
Коменский, Я.А. Материнская школа / Я.А.Коменский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – С. 201–241.
Коменский, Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Я.А. Коменский; сост. И.М. Матвеева. – М., 2003. – 192 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002. – № 6 (март).
Корнетов, Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала XIX столетия [Текст] / Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, Золотая буква, 2006. – 246 с.
Корнетов, Г.Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: учеб. пособие / Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2007. – 168 с.
Корчак, Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак. – М., 1979. – 473 с.
Корчак, Я. Как любить ребенка: кн. о воспитании / Я. Корчак. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.
Курбатов, Г.Л. Христианство: Античность, Византия и Древняя Русь / Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов. – Л., 1988.
Лесгафт, П.Ф. Антропология и педагогика / П.Ф. Лесгафт // Избранные педагогические сочинения; сост. И.Н. Решетень. – М.: Педагогика, 1988. – С. 366–375.
Лесгафт, П.Ф. Задачи физического развития в школе / П.Ф. Лесгафт // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1951. – Т. 2. – С. 14–46.
Лесгафт, П.Ф. Семейная жизнь ребенка / П.Ф. Лесгафт // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1951. – Т. 1. – С. 210–218.
Лещинский, В.И. Теория, история и философия образования / В.И. Лещинский, Т.В. Лаврикова, Л.Э. Заварзина. – Воронеж, 2002.
Локк, Д. Мысли о воспитании [Текст]: в 3 т. / Д. Локк. – М.: Мысль, 1985.
Лордкипанидзе, Д.О. Ян Амос Коменский, 1592–1670 / Д.О. Лордкипанидзе. – 2-е изд., испр. – М.: Педагогика, 1970. – 439 с.
Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1989. – 354 с.
Макаренко, А.С. Мысли, суждения, примеры / А.С. Макаренко // А.С. Макаренко о воспитании. – М.: Изд-во полит. лит., 1990.
Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко // Пед. соч.: в 8 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – С. 12–13.
Макаренко, А.С. Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии им. М. Горького / А.С. Макаренко // Пед. соч.: в 8 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – С. 18–24.
Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1986. – 612 с.
Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А.С. Макаренко. – М., Педагогика, 1983.
Марру, А.И. История воспитания в Античности / А.И. Марру. – М.,1998.– 432 с.
Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: в 2 ч. / Л.Н. Модзалевский. – СПб.: Алетейя. – 2000.
Педагогика Российского Зарубежья: хрестоматия / сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский. – М., 1996.
Педагогическая антропология: учеб. пособие / сост. Б.М. Бим-Бад. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 575 с.
Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: кн. для учителя / сост. и авт. вступ. ст. П.В. Алексеев. – М., 1993. – 288 с.
Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. / И.Г. Песталоцци. – М.: Педагогика, 1991.
Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей / И.Г. Песталоцци // Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. – М.: Педагогика, 1991. – Т. 1. – С. 61–212.
Песталоцци, И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода / И.Г. Песталоцци // Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. – М.: Педагогика, 1991. – Т. 1. – С. 213–242.
Пирогов, Н.И. Вопросы жизни / Н.И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения. – M., 1985. – C. 29–51.
Пирогов, Н.И. Задачи учителя в школе / Н.И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения. – М., 1985. – С. 164–166.
Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли [Текст]: учеб.-справ. / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М.: Новая школа, 1995.
Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль [Текст] / Ф. Рабле. – М.: Правда, 1981. – 560 с.
Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20–50-е годы XX века / под ред. Е.Г. Осовского. – Саранск, 1998.
Роттердамский, Э. Воспитание христианского государя / Э. Роттердамский // Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2006. – С. 278–280.
Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо // Педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1981. – Т. 1. – С. 19–593.
С.Т. Шацкий: работа для будущего: Докум. повествование: Кн. для учителя / сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский; сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. – М.: Политиздат, 1982. – 270 с.
Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский // избр. пед. соч. в 3 т. – М., 1979–1981.
Толстой, Л.Н. Круг чтения: в 2 кн. / Л.Н. Толстой. – М., 1991.
Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой; сост. и авт. вступ. ст. Н.В. Вейкшан (Кудрявая). – М.: Педагогика, 1989. – 544 с.
Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л.Н. Толстой. – М.: Педагогика, 1989.
Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. – М., 1988. – Т. 1. – С. 195–256.
Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990. – Т. 1 – 416 с.
Фортунатов, А.А. Возникновение средневековой школы / А.А. Фортунатов. – М.,1990.
Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006.
Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2. Новое время / под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006.
Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 3. Новейшее время / под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2007.
Цирульников, А.М. История образования в портретах и документах: учеб. пособие для вузов / А.М. Цирульников. – М.: Владос, 2001. – 267 с.
Шацкий, С.Т. Избранные произведения в 2 т. / С.Т. Шацкий. – М.: Педагогика, 1980.
- 1. Пояснительная записка
- 2. Тематический план изучения учебной дисциплины «История педагогики и образования»
- 3. Содержание программы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Тема 4. Зарождение педагогики как науки
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Тема 7. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Тема 8. Школа и педагогика в России XIX века. К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогики
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх века
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- 4. Программа лекционных занятий
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Модели средневекового образования
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 5. Программа семинарских занятий
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- 6. Программа самостоятельной работы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Литература
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Литература
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Литература
- Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени. Я.А. Коменский как основатель научной педагогики
- Литература
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Литература
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Литература
- Тема 10. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Литература
- Тема 11. Школа и педагогика в России XIX века
- Литература
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх в.
- Литература
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- Литература
- 7. Контроль знаний студентов
- 7.1. Промежуточный контроль
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Зарождение педагогики как науки. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- 7.2. Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине
- 8. Рефераты по дисциплине
- 8.1. Темы рефератов
- 8.2. Методические рекомендации по подготовке реферата
- Примерная структура учебного реферата
- 9. Эссе по дисциплине
- 9.1. Темы эссе
- 9.2. Методические рекомендации для написания эссе
- 10. Учебно-методическое обеспечение программы
- 10.1. Основная литература
- 10.2. Дополнительная литература
- 11. Словарь терминов
- Приложения
- Школы в станах древнейших цивилизаций
- Воспитание и образование в Древней Греции
- Школа и педагогическая мысль Византии (V в. До н.Э. – XV в.)
- Система образования
- Образование в странах Западной Европы в период Средневековья
- Основные течения реформаторской педагогики.
- Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и сша
- «Новые школы»
- (С. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома (г. Литц, г. Винекен, п. Гехееб)
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дартингтон-Холле (Великобритания)
- Школа свободной умственной работы (г. Гаудиг). Вальдорфская школа (р. Штайнер)
- Педагогика м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Паркхерст)
- Школа б. Рассела
- Трудовая школа г. Кершенштейнера
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Педагогика Древней и Средневековой Руси IX–XVII веков Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX–XVII вв.)
- Основные события и факты
- Владимир Мономах (1053–1125)
- Братья Лихуды, Иоаникий (1639–1717) и Сафроний (1652–1730)
- Леонтий Филиппович Магницкий (1669–1739)
- Василий Никитич Татищев (1686–1750)
- Александр Николаевич Радищев (1749–1802)
- Школьная реформа Екатерины II (1782–1786)
- Основные события и факты
- Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
- Иван Иванович Бецкой (1704–1795)
- Екатерина Романовна Дашкова (1743–1810)
- Александр Федорович Бестужев (1761–1810)
- Николай Иванович Новиков (1744–1818)
- Педагогика и школа в России в XIX – начале XX века Основные идеи
- Основные события и факты
- Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX – начала XX веков
- Просветители и педагоги Николай Михайлович Карамзин (1766–1826)
- Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
- Николай Иванович Лобачевский (1792–1856)
- Иван Васильевич Киреевский (1806–1856)
- Николай Иванович Пирогов (1810–1881)
- Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)
- Александр Иванович Герцен (1812–1870)
- Николай Платонович Огарев (1813–1877)
- Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855)
- Николай Александрович Добролюбов (1836–1861)
- Алексей Степанович Хомяков (1804–1860)
- Василий Иванович Водовозов (1825–1886)
- Владимир Яковлевич Стоюнин (1826–1888)
- Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889)
- Сергей Александрович Рачинский (1833–1902)
- Николай Александрович Корф (1834–1883)
- Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907)
- Николай Федорович Бунаков (1837–1905)
- Петр Францевич Лесгафт (1837–1909)
- Лев Николаевич Модзалевский (1837–1896)
- Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)
- Василий Порфирьевич Вахтеров (1853–1924)
- Василий Васильевич Розанов (1856–1919)
- Константин Николаевич Вентцель (1857–1947)
- Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927)
- Михаил Иванович Демков (1859–1939)
- Александр Петрович Нечаев (1875–1943)
- Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
- I период. Основная деятельность. 1859–1962 годы
- II период. Методический. 70-е годы
- III период. Религиозно-нравственный. 70–90-е годы
- Ведущие педагогические идеи л.Н. Толстого (разных периодов)
- Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1870)
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Дидактические взгляды
- Петр Федорович Каптерев (1849–1922)
- Российское педагогическое зарубежье Основные идеи
- Николай Александрович Бердяев (1874–1948)
- Иван Александрович Ильин (1882–1954)
- Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965)
- Семен Людвигович Франк (1877–1950)
- Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962)
- Сергей Иосифович Гессен (1887–1950)
- Педагогика советского периода Основные идеи
- Основные события и факты
- Надежда Константиновна Крупская (1869–1939)
- Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933)
- Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882–1960)
- Альберт Петрович Пинкевич (1884–1937)
- Иван Андреевич Каиров (1893–1978)
- Мария Васильевна Крупенина (1892–1950)
- Виктор Николаевич Шульгин (1894–1965)
- Николай Кириллович Гончаров (1902–1978)
- Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934)
- Павел Петрович Блонский (1884–1941)
- Антон Семенович Макаренко (1888–1939)
- Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970)
- Ключ к контрольным тестам
- Пример оформления титульного листа учебного реферата
- Многотомные издания
- Неопубликованные документы
- Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы
- Составные части документов
- Электронные ресурсы
- Содержание
- 424001, Г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1.