Школы в станах древнейших цивилизаций
Месопотамия (III–II тыс. до н.э.) Родоначальница всех восточных культур. На ее территории – ранне-классические государства (Ур, Урук, Лагаш и др.) с очень высокой цивилизацией. Школы: писцов всех рангов – (эддубы – «дом табличек», чтение и письмо на двух языках: шумерском и аккадском; история, география, геология, ботаника, математика, зоология, медицина, мифология, право и делопроизводство, музыка, пение, литература; жреческие – письмо, чтение, танцы, музыка, упражнения литературного характера, списывание, заучивание поэтических и религиозных текстов.
|
Древний Египет (III–II тыс. до н.э.) Школы: при храмах – религиозно-нравственное воспитание, астрономия, математика, медицина; при дворе фараона (дворцовые) – физические и военные упражнения, чтение и письмо иероглифов, правила поведения и дворцовый этикет; при крупных государственных учреждениях (писцов): элементарная школа (с 5 до 12 лет) – чтение, письмо, арифметика и геометрия на уровне практического применения; канцелярия (с 12 до 16 лет) – заучивание титулов, географических названий, технических терминов, названий рыб, камней, растений; овладение различными типами письма и разновидностями египетского языка, искусство спора и правила устного и письменного этикета. |
Египет и Двуречье (вторая половина II тыс. до н.э. – первая половина I тыс. до н.э.) На смену школьному образованию приходит индивидуальное обучение в рамках семейного воспитания; центрами образования становятся храмы.
|
Израиль (первая половина I тыс. до н.э.) Появление монотеистической религии. Очень высоко ставится образование: «Пусть погибнет святи пище, лишь бы дети посещали школу». 3 ступени школы (только для мальчиков): 1 – микре (6–10 лет): чтение, письмо, еврейский и халдейский яз., толкование библейских текстов; 2 – мишне (10–15 лет): неписаный Закон, сообщенный Моисею на Синайской горе; 3 – гемаре (15–18 лет): сведения из медицины, истории, геометрии, астрономии. Форма обучения – диспут. Учитель предлагает тему устного закона. Ученики нападают, учитель защищает закон. | Китай Доконфуцианский период (с IV тыс. до н.э. до сер. I тыс. до н.э.)
Привилегированные сословия: жрецы и аристократия.
Аристократы обучались: шести видам письма, чтению, девяти видам счета, навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Военно-физическое воспитание: 5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем. Жреческие школы: космогония, магия, музыка, танцы, общеобразовательные предметы. Конфуцианский период (со второй половины I тыс. до н.э.) В идеале образованного человека заключена теория гуманитарно-этического образования. Зародилась идея всеобщего (но необязательного) образования. Положение в государственной иерархии зависит от уровня образования. Методика обучения: накопление материала через заучивание – осмысление через комментирование – интерпретация через написание сочинений. Учеба в школе без каникул. Физические наказания. Экзамены 2 раза в год. После школы экзамены 1 раз в 3 года: в губернском городе – 1-й и 2-й экзамены. 1-й экзамен: ученая степень «цветущего таланта», 2-й экзамен: признанного ученого, 3-й экзамен – в императорской столице: ученый, внесенный в списки, 4-й экзамен: членство в императорской Академии. |
Индия (I тыс. до н.э.) Кастовая система в образовании. Прием в школу – «второе рождение». Школы: для высшей касты брахманов (жрецов) (от 6–12 до 22–24 лет) – религиозное образование (изучение Вед); для кшатриев (воинов, правителей) – заучивание стихов и гимнов, философия, красноречие, грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музыка. Готовили также сборщиков налогов и дани, казначеев. Могли учиться и вайшья (торговцы, земледельцы, ремесленники). Судры (неприкасаемые) к образованию не допускались. В VI–V вв. до н.э. появляется буддизм – высшая цель человеческих стремлений – постижение духовного просветления как высшего состояния удовлетворенности и самодостаточности путем отречения духа от тела, которое надо укрощать, и подавлять нравственные идеи, братская любовь, милосердие, запрет на убийство живых существ, не красть, не пить хмельное, не прелюбодействовать и др. |
Приложение 2
- 1. Пояснительная записка
- 2. Тематический план изучения учебной дисциплины «История педагогики и образования»
- 3. Содержание программы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Тема 4. Зарождение педагогики как науки
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Тема 7. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Тема 8. Школа и педагогика в России XIX века. К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогики
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх века
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- 4. Программа лекционных занятий
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Модели средневекового образования
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 5. Программа семинарских занятий
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- 6. Программа самостоятельной работы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Литература
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Литература
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Литература
- Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени. Я.А. Коменский как основатель научной педагогики
- Литература
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Литература
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Литература
- Тема 10. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Литература
- Тема 11. Школа и педагогика в России XIX века
- Литература
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх в.
- Литература
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- Литература
- 7. Контроль знаний студентов
- 7.1. Промежуточный контроль
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Зарождение педагогики как науки. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- 7.2. Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине
- 8. Рефераты по дисциплине
- 8.1. Темы рефератов
- 8.2. Методические рекомендации по подготовке реферата
- Примерная структура учебного реферата
- 9. Эссе по дисциплине
- 9.1. Темы эссе
- 9.2. Методические рекомендации для написания эссе
- 10. Учебно-методическое обеспечение программы
- 10.1. Основная литература
- 10.2. Дополнительная литература
- 11. Словарь терминов
- Приложения
- Школы в станах древнейших цивилизаций
- Воспитание и образование в Древней Греции
- Школа и педагогическая мысль Византии (V в. До н.Э. – XV в.)
- Система образования
- Образование в странах Западной Европы в период Средневековья
- Основные течения реформаторской педагогики.
- Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и сша
- «Новые школы»
- (С. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома (г. Литц, г. Винекен, п. Гехееб)
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дартингтон-Холле (Великобритания)
- Школа свободной умственной работы (г. Гаудиг). Вальдорфская школа (р. Штайнер)
- Педагогика м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Паркхерст)
- Школа б. Рассела
- Трудовая школа г. Кершенштейнера
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Педагогика Древней и Средневековой Руси IX–XVII веков Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX–XVII вв.)
- Основные события и факты
- Владимир Мономах (1053–1125)
- Братья Лихуды, Иоаникий (1639–1717) и Сафроний (1652–1730)
- Леонтий Филиппович Магницкий (1669–1739)
- Василий Никитич Татищев (1686–1750)
- Александр Николаевич Радищев (1749–1802)
- Школьная реформа Екатерины II (1782–1786)
- Основные события и факты
- Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
- Иван Иванович Бецкой (1704–1795)
- Екатерина Романовна Дашкова (1743–1810)
- Александр Федорович Бестужев (1761–1810)
- Николай Иванович Новиков (1744–1818)
- Педагогика и школа в России в XIX – начале XX века Основные идеи
- Основные события и факты
- Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX – начала XX веков
- Просветители и педагоги Николай Михайлович Карамзин (1766–1826)
- Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
- Николай Иванович Лобачевский (1792–1856)
- Иван Васильевич Киреевский (1806–1856)
- Николай Иванович Пирогов (1810–1881)
- Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)
- Александр Иванович Герцен (1812–1870)
- Николай Платонович Огарев (1813–1877)
- Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855)
- Николай Александрович Добролюбов (1836–1861)
- Алексей Степанович Хомяков (1804–1860)
- Василий Иванович Водовозов (1825–1886)
- Владимир Яковлевич Стоюнин (1826–1888)
- Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889)
- Сергей Александрович Рачинский (1833–1902)
- Николай Александрович Корф (1834–1883)
- Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907)
- Николай Федорович Бунаков (1837–1905)
- Петр Францевич Лесгафт (1837–1909)
- Лев Николаевич Модзалевский (1837–1896)
- Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)
- Василий Порфирьевич Вахтеров (1853–1924)
- Василий Васильевич Розанов (1856–1919)
- Константин Николаевич Вентцель (1857–1947)
- Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927)
- Михаил Иванович Демков (1859–1939)
- Александр Петрович Нечаев (1875–1943)
- Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
- I период. Основная деятельность. 1859–1962 годы
- II период. Методический. 70-е годы
- III период. Религиозно-нравственный. 70–90-е годы
- Ведущие педагогические идеи л.Н. Толстого (разных периодов)
- Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1870)
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Дидактические взгляды
- Петр Федорович Каптерев (1849–1922)
- Российское педагогическое зарубежье Основные идеи
- Николай Александрович Бердяев (1874–1948)
- Иван Александрович Ильин (1882–1954)
- Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965)
- Семен Людвигович Франк (1877–1950)
- Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962)
- Сергей Иосифович Гессен (1887–1950)
- Педагогика советского периода Основные идеи
- Основные события и факты
- Надежда Константиновна Крупская (1869–1939)
- Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933)
- Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882–1960)
- Альберт Петрович Пинкевич (1884–1937)
- Иван Андреевич Каиров (1893–1978)
- Мария Васильевна Крупенина (1892–1950)
- Виктор Николаевич Шульгин (1894–1965)
- Николай Кириллович Гончаров (1902–1978)
- Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934)
- Павел Петрович Блонский (1884–1941)
- Антон Семенович Макаренко (1888–1939)
- Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970)
- Ключ к контрольным тестам
- Пример оформления титульного листа учебного реферата
- Многотомные издания
- Неопубликованные документы
- Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы
- Составные части документов
- Электронные ресурсы
- Содержание
- 424001, Г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1.