logo
истор

Сельские воспитательные дома (г. Литц, г. Винекен, п. Гехееб)

Сельские воспитательные дома возникли в начале XX в. в Германии, Австрии и Швейцарии. Организатором этого направления был немецкий педагог Герман Литц (1868–1919), открывший в 1888 г. ряд школ-интер­натов в сельской местности Германии. Данные учреждения – частные, с высокой платой за обучение. В основном это были школы для мальчиков. Девочки принимались лишь в заведения начальной ступени.

Сельские воспитательные дома строили свою работу на принципе свободного развития ребенка. В процессе постоянного занятия трудом у каждого ученика формировались нормы поведения – равного среди равных. Организация жизни строилась на началах сотрудничества граждан небольшого общества, где приоритет отдавался воспитанию гражданской ответственности. «Школьная община» строилась на равноправии учителей и учащихся и обеспечивала свободу каждого и одновременно дисциплину и порядок.

Характерные особенности учебного процесса: отсутствие традиционной классно-урочной системы, стабильного учебного плана, организация работы определяется принципом «исходя из ребенка».

Идея свободной школьной общины получила развитие в других сельских воспитательных домах, в частности в школе в Виккерсдорфе, которая была открыта в 1906 г. Густавом Винекеном (1875–1964), и в школе Пауля Гехееба (1870–1961), созданной в 1910 г. В этих школах учились совместно девочки и мальчики. Состав учащихся по религиозной и политической ориентации был разнообразен.

Оканчивая школу, учащиеся должны были сдавать экзамен в соответствии со своими склонностями и планами на дальнейшую жизнь. Форма «школьной общины» в Виккерсдорфе и школе П. Гехееба была характерна для Германии и не получила распространения в других странах.

Литература

  1. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. – М., 1993. – С. 118–121.

  2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли / А.Н. Джуринский. – М., 2004. – С. 205–206.

  3. Образцова, А.В. «Школа гуманности» Пауля Гехееба / А.В. Образцова // Педагогика. – 2001. – № 8. – С. 8–92.

  4. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. – М., 1998. – С. 302–303.