logo
истор

Основные события и факты

1917 – подписан декрет об учреждении госкомиссии по просвещению. Наркомом просвещения назначен А.В. Луначарский

1918, декабрь-март – забастовка российских учителей по призыву Всероссийского учительского союза (ВУС) в знак протеста против политики большевиков в области образования (обязательная пропаганда линии партии, распространение партлитературы и т.п.). Забастовка была объявлена незаконной, ВУС запрещен.

1918 – основополагающие документы послереволюционного образования о единой трудовой школе: «Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о Единой трудовой школе РСФСР» и др. Все прежние типы школ заменяла трудовая с двумя ступенями (I – 8–13 лет, пятилетний курс, II – 13–17 лет, четырехлетний курс), детсад для детей 6–8 лет. Обучение бесплатное, совместное (для обоих полов), запрещаются религиозные предметы и ритуалы в школе. Единая трудовая школа была призвана ввести учащихся в мир труда, природы и общества, приблизить к жизни. Комплексное изучение мира не только должно познакомить со свойствами объектов и обществом, современным хозяйством и новыми отношениями, но и готовить для страны новый тип работника. «Декларация о Единой трудовой школе» провозглашала общественно-коллективное и интернациональное воспитание, ставила целью воспитание активных детей. Документы о единой трудовой школе положительно оценили Д. Дьюи, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский; критиковали П.Ф. Каптерев, И.И. Горбунов-Посадов, эмигранты – за расхождение слова и дела, за навязывание «единственно правильной» идеологии и игнорирование традиций.

1919–1922 – интенсивные поиски содержания образования и структуры новой школы. В качестве базового вводилось семилетнее образование, а на его основе профшколы – техникумы. В 1922 г. вернулись к 9-летней школе.

1923–1925 – введение в школьную практику программ ГУСА (государственного ученого совета), в которых почти ликвидировались предметы, обучение шло комплексно, строилось вокруг конкретной темы («Наш город», «Праздник 1 мая», «Наша деревня» и т.д.), по принципу от близкого к далекому, от своей семьи к общей жизни, от труда дома до труда на заводе..

1921–1925 – появление школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), фабрично-заводских семилеток (ФЗС). Это связано с идеей политехнического образования и связи обучения с производительным трудом.

1927 – введение в школу труда как особого предмета. Знакомство с производствами, инструментами, материалами, выработка трудовых умений в школьных мастерских.

1929 – создание новых Программ (для школ I ступени), шаг от комплексного к комплексно-проектному обучению (например, естествознание изучалось по проектам «Сохраним и улучшим свое здоровье», «Как улучшить производство в колхозе» и т. д.). Появление метода проектов, Дальтон-плана (учитель только консультант, отмена домашних заданий, самостоятельная работа по заданиям учителя и самоучет знаний, групповые формы работы и т. п.).

1930–1933. «Школа труда» превращается в «школу учебы». Постановления в области образовательной политики ориентируют на то, что «коренной недостаток школы в данный момент» – «недостаточный объем общеобразовательных знаний», нет «вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук» («О начальной и средней школе»). Необходимым объявляется «систематическое и прочное усвоение наук» на основе «строго определенных и тщательно разработанных» программ и планов. В 1933 году в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» признаются необходимыми стабильные и единые учебники.

Создается устойчивая школьная система с регулярным предметным обучением, единым режимом занятий, стандартными программами и учебниками.

1934 – Постановление СНК РСФСР «О подготовке к введению семилетнего всеобщего обязательного обучения». К концу 30-х гг. в городах всеобщая семилетка была введена, но неграмотность оставалась очень высокой (в 1939г. каждый 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать).

1936 – Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», положившее конец педологии в стране. ЦК не устраивала немарксистская, «антинаучная буржуазная» методология педологии; вместо партийного подхода педологи опирались на обследования (из постановления: «бесчисленное количество обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. п.»), имевших своей целью доказать «якобы с "научной" "биосоциальной" точки зрения . . . наследственную и социальную обусловленность. . . ». Шестой пункт постановления: «Раскритиковать в печати все вышедшие до сих пор теоретические книги педологов».

1940 – введение платы за обучение в старших классах (в Москве, Ленинграде – 200 р. в год, в других местах – 150). Отменено в 1956 году.

1941–1945 – школа в условиях военного времени. Трудности материальные, нехватка учителей, поиск новых форм (консульт-пункт, измененные планы, программы, режим работы). Введение военного дела (один из аргументов организации раздельного обучения в 1943 году – совместное восстановлено в 1954). Появление школ рабочей (1943) и сельской (1944) молодежи (учеба без отрыва от производства). В 1944 г. установлено обязательное семилетнее обучение. Усиление роли комсомольской и пионерской организаций (массовые кампании, общественно-полезная работа, особое внимание символике и ритуалам). 1943 – создание Академии педагогических наук (АПН) РСФСР. На нее возлагались задачи координации научно-исследовательской работы, подготовки кадров для вузов и НИИ по педагогике и психологии, разработка учебников и учебных пособий.

1950-е годы – переход на десятилетнее образование в городах; сельские школы, как правило, семилетки.

1958 – Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». По этому закону вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, срок обучения в полной средней школе стал 11 лет; окончательно восстановлено совместное (мальчиков и девочек) обучение, вводилась обязательная производственная подготовка. В 11 классе в большинстве школ готовили к какой-либо рабочей профессии. Утвердили новый тип учебных заведений – ПТУ – профессионально-технические училища (вместо ФЗУ и ремесленных училищ, в которых не давали общеобразовательной подготовки в объеме, близком к школьному).

1966 – возврат к 10-летнему обучению и переход на новое содержание образования («эпоха НТР» – научно-технической революции) – вводились новые научные знания по всем предметам. Постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», поставившее задачу к 1970 году перейти к всеобщему среднему образованию. Переход завершился к середине 70-х, качество образования, по мнению специалистов, снизилось.