logo
истор

Система образования

Школы грамоты давали элементарное образование («пропедиа»), срок обучения – 2–3 года с 5–7-летнего возраста.

Византийская школа грамоты – христианизированное продолжение эллинистической элементарной школы.

Отличия: свитки заменены тетрадями («бомбиковые книги»), стиль заменен птичьим или тростниковым пером («графис»).

Учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным проговариванием написанного хором, как и в греческих школах. Отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя-дидаскалы – владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний.

Грамматические школы – обеспечивали получение среднего образования («энкиклиос педиа» – всеохватывающее образование). Все дети светской и церковной элиты проходили эту ступень обучения. Эти школы были частными, государственными и церковными. Цель обучения – формирование общей культуры и красноречия, развитие мышления у школьников. Акцент делался на грамматике, риторике, диалектике и поэтике. «Математическую четверицу», т. е. арифметику, геометрию, музыку, астрономию изучали немногие.

Важнейшим средством обучения считалось состязание школьников друг с другом, особенно в толковании текстов и риторике. Овладение искусством толкования требовало от учеников достаточно широких знаний по античной и библейской истории, географии, мифологии и т. д.

Высшая школа «Аудиториум» (константинопольская школа, с середины IX в. называлась Магнарвой). Существовали высшие юридическая, медицинская, философская и патриаршая школы. Они в отличие от средневековых университетов Запада не имели автономии и подчинялись императорской власти.

До VII в. преподавание велось как на греческом, так и на латинском языке. Позднее – только на греческом.

Преподаватели высшей школы – «консулы философии», «главы риторов» – являлись государственными служащими высокого ранга, составляли замкнутую корпорацию, их отличала и одежда.

Основной метод преподавания – лекции и комментарии преподавателей. Основная форма обучения – диспут. В ходе диспутов рассматривались проблемы этики, политики, истории, юриспруденции.

Цель обучения – подготовка энциклопедически образованного государственного или церковного деятеля.

Содержание образования: платоновская и неоплатоновская философия, комментирование и критика греческих текстов, комментарии к сочинениям отцов церкви, метафизика как метод исследования природы, богословие, медицина и музыка.

Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, своеобразные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировавшихся вокруг мецената-философа. Наиболее известными были кружки: патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), дочери императора Анны Комниной (XI–XII вв.) и др,

Высшее богословское образование получали в монастырях, до XV в. сохранивших большое значение в византийской образовательной системе.

Приложение 4