logo
истор

Школа и педагогическая мысль Византии (V в. До н.Э. – XV в.)

Территория: Балканский полуостров, Малая Азия, Юго-Восточное Средиземноморье.

Школа и образование унаследованы от эллино-римской культуры. Специфика византийской культуры определялась также тем, что она формировалась на разнородной по своему составу этнической основе. За 1000 лет своего развития Византия впитала культурные ценности не только западной, но и восточной цивилизаций. Однако культура империи оставалась грекоязычной.

Высокий социальный статус образования и образованности – одна из ведущих тенденций в развитии византийской культуры. Наличие общего образования служило непременным условием для получения должности как в государственных, так и в церковных учреждениях

Просветительская деятельность таких видных представителей византийской культуры, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл, Иоанн Итал и др., активно способствовала утверждению светской направленности образования,

Идеалом образованной личности в Византии являлся человек, получивший классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью.

Высокая культура домашнего воспитания – характерная черта византийской жизни. В знатных семьях мальчика 5–7 лет отдавали в руки наставника, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, развлекать его и учить грамоте.

В семьях ремесленников дети получали навыки письма и чтения, если грамотными были их родители.

В Византии не существовало социальных ограничений на получение образования. Учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.