logo
истор

7.2. Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине

  1. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Предмет, функции и источники истории педагогики.

  2. Основные концептуальные подходы к исследованию истории педагогики и образования: системный, культурологический, цивилизационный, формационный.

  3. Взаимосвязь истории педагогики с другими областями научных знаний.

  4. Воспитание в первобытном обществе. Концепции происхождения воспитания.

  5. Воспитательно-образовательная практика в древних цивилизациях и античном мире.

  6. Развитие педагогической мысли в Древней Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

  7. Воспитание и обучение в Древнем Риме.

  8. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Система рыцарского воспитания.

  9. Я.А. Коменский как основатель научной педагогики Нового времени.

  10. Принцип природосообразности и его значение в педагогике Я.А. Коменского.

  11. Идея всеобщего обучения и его реализация в дидактике Я.А. Коменского.

  12. Сенсуалистическая концепция Д. Локка, программа воспитания «истинного джентльмена».

  13. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо и ее социально-педагогическое значение.

  14. Основные положения теории элементарного обучения И.Г. Песталоцци.

  15. Концепция воспитывающего обучения И. Гербарта.

  16. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды А. Дистервега.

  17. Принцип природосообразности и культуросообразности в педагогике А. Дистервега.

  18. Зарубежная реформаторская педагогика начала ХХ в. и ее основные направления.

  19. Изменения в организации воспитания и школьного образования за рубежом в конце ХХ века. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

  20. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века). Влияние христианства на развитие образования в Киевской Руси. Братские школы.

  21. XVIII век как эпоха российского Просвещения. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половине XVIII в. (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, И.И. Бецкой).

  22. К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогики. Проект антропологического обоснования педагогики в труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

  23. Образовательная политика государства и общественно-педагогическое движение в России XIX века. Н.И. Пирогов о воспитании человека.

  24. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого. Яснополянская школа и теория свободного воспитания.

  25. Общественно-педагогическая мысль России второй половины XIX века. (Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров).

  26. Многообразие педагогических течений в отечественной педагогике как фактор становления педагогической теории на рубеже XIX и XX веков. Антрополого-гуманистическое обоснование идей воспитания и образования в трудах П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля.

  27. Развитие отечественной педологии как науки о всестороннем изучении ребенка. Педологические взгляды П.П. Блонского.

  28. Отечественная школа и педагогика первого послереволюционного деятилетия: принципы школьной политики, развитие педагогической науки.

  29. Философия марксизма и педагогические воззрения Н.К. Крупской и А.В. Луначарского.

  30. Социальная педагогика С.Т. Шацкого.

  31. Философия воспитания нового человека в наследии А.С. Макаренко.

  32. Коллектив и личность в педагогике А.С. Макаренко. Основные характеристики детского воспитательного коллектива. Принципы построения и функционирования детского воспитательного коллектива, этапы его развития.

  33. Гуманистическая концепция воспитания личности В.А. Сухомлинского.

  34. Павлышская сельская школа как образец гуманистической воспитательной системы.

  35. Образовательная политика России на современном этапе.

  36. Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.