logo search
doc

К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях

  • Наиболее актуальная проблема текущего столетия - неуклонный рост частоты нервно-психических заболеваний, которые относятся к пограничным состояниям, психогенным расстройствам. При описании психогенных рас­стройств нельзя не раскрыть такие основополагающие понятия, как стресс (сильное эмоциональное напряжение) и депривация (дефицит возможности удовлетворения биологически и социально значимых потребностей), поскольку они определяют основные механизмы развития психогенных расстройств. Наи­более уязвимыми в этом отношении являются подростки. В этом возрасте внешним выражением расстройств часто оказываются нарушения поведения вплоть до делинквентных, криминальных форм, которые выражаются тяжелы­ми аффективными разрядами. В последнее время научный интерес к проблемам детской агрессии существенно возрос. Рост агрессивности в молодежной среде отражает социальные проблемы нашего общества, в котором за последние годы резко возросла преступность несовершеннолетних. Причина агрессивности не­совершеннолетних вызывает глубокое беспокойство как родителей, педагогов, психофизиологов, так и острый научно-практический интерес исследователей. Распространенность преступлений среди лиц этой возрастной группы, их каче­ственные характеристики могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Неслучайно предупреждение преступности среди несовершен­нолетних рассматривается в масштабах мирового общества как важнейший ас­пект предупреждения преступности в обществе в целом. Исследований, осно­ванных на реальном опыте, коррекции и терапии, относительно немного. Аг­рессивные дети - один из самых малоуправляемых и плохо поддающихся тера­пии контингентов больных. Проявление агрессивности встречаются при психи­ческих заболеваниях, первое место принадлежит медикаментозной, биологиче­ской терапии. Агрессия влияет на все стороны и механизмы физиологической и общественной жизни, опосредуя специфику и динамику развития преступно­сти. Одной из основных характеристик личности несовершеннолетних право­нарушителей в условиях лишения свободы является агрессивность. Многопла­новое исследование этой проблемы в отечественной психофизиологии только начинается.

  • Нами были выявлены особенности психофизиологического различия у несовершеннолетних правонарушителей женского пола в возрасте 15—17 лет, и группы девушек общеобразовательной школы (г. Рязань) в возрасте 16—17 лет. Достоверные отличия были найдены по всем видам агрессии. Наи­более агрессивными по всем видам агрессии оказались девушки воспитатель­ной колонии. Физическая агрессия у девушек ВК равна 7,75 +0,23, а у девушек общеобразовательной школы — 4,43 + 0,73; косвенная агрессия у девушек ВК — 6,72 + 0,196, а у девушек общеобразовательной школы — 4,86 + 0,397; раз­дражение у девушек ВК соответственно — 7,14 + 0,14, а у девушек общеобра­зовательной школы — 4,24 + 0,32; негативизм у девушек ВК — 3,75 + 0,124, а у девушек общеобразовательной школы — 2,86 + 0,15; обида у девушек ВК — 6,01 + 0,17, а у девушек общеобразовательной школы — 4,71 + 0,34; подозри­тельность у девушек ВК — 6,88 + 0,18, а у девушек общеобразовательной шко­лы — 5,19 + 0,37; вербальная агрессия у девушек ВК — 9,51 + 0,22, а у девушек общеобразовательной школы — 7,33 + 0,32; чувство вины, угрызения совести у девушек ВК — 7,35 + 0,19, а у девушек общеобразовательной школы — 5,95 + 0,22. Эти разности двух совокупностей имеют достоверные отличия р > 0,999 или р < 0,001.

  • О. В. Петюшкина

  • (Рязань)