logo search
ИПиО (озо) Бак

Региональные типы образования в системе международной интеграции.

тип регионального образования

примеры регионов

направления интеграции

1. Регионы, выступающие «генераторами» интеграционных процессов.

2. Регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы.

3. Регионы, инертные к интеграции.

Следует подчеркнуть, что «интеграция наиболее интенсивно осуществляется в масштабах геополитических регионов, объединяющих страны с относительно сходными условиями исторического развития и более или менее аналогичной социально-экономической структурой» (см. Б.Л. Вульфсон, с. 176).

Интеграционные процессы в образовании стимулируются деятельностью влиятельных международных организаций. В связи с этим необходимо подчеркнуть первостепенную роль структуры ООН по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО (UNEducation,Science,CultureOrganization) (см. Б.Л. Вульфсон, с. 177-181). Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты глобального и регионального характера, ориентированные на

• создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки, культуры;

• обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

• вовлечение стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции;

• исследование состояния образования в мире, прогнозирование эффективных путей его развития;

• пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

• сбор и систематизацию отчётов государств о состоянии образования на каждый год.

Особо следует охарактеризовать роль западноевропейской образовательной интеграции (см. там же, с. 181-202). Деятельность главных европейских интеграционных объединений – Совета Европы (СЕ) и Европейского Союза (ЕС) возможно представить через ряд разработанных ими документов, международных проектов и программ. Например, программы «Эразмус» (1987), «Лингва» (1990), проект «Среднее образование для Европы» (1991), «Рекомендация об обучении одарённых детей» (1995).

Позиция России в области международного сотрудничества отражена в Законе РФ «Об образовании» (см. Гл. 6, ст. 57-58), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».

В частности, необходимо заметить: «Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранения общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом» (см. «Концепцию модернизации российского образования…», п. 1.1).

 Дискуссионные вопросы.

1. Согласны ли Вы с данным утверждением?

► «Реформы предусматривают структурную перестройку системы образования, модернизацию содержания и методов учебной и воспитательной работы, установление новых форм связи между образованием и миром труда. Тем не менее трудно найти страну, где не выражалось бы острое недовольство состоянием образования и деятельностью реформаторов». (Вульфсон Б.Л.)

Почему это происходит? Что необходимо, на Ваш взгляд, для устранения данного противоречия?

2. Один из важных аспектов современного развития школьного образования – определение и реализация национальных образовательных стандартов. Не находится ли данный процесс в противоречии с учётом индивидуальных интересов и способностей учащихся? Дайте обоснование своей позиции.

3. В настоящее время высказывается точка зрения о том, что у России просто не было другого выхода, как включиться в Болонский процесс.

Согласны ли Вы с данным утверждением?

Чем можно объяснить тот факт, что Болонское соглашение подписали в 1999 г. 33 государства Европы из 45 (к 2003 г. число присоединившихся стран достигло 40, включая РФ)?

Темы для индивидуальных выступлений.

▫ «Школьные реформы 1980-90-х годов: общее и особенное».

▫ «Основные направления научно-педагогических исследований в России во второй половине ХХ века» (по материалам самостоятельной работы).

▫ «Зарубежные педагогические парадигмы школьного воспитания и образования».

▫ «Школьная система в России на рубеже XX-XXIвеков».

▫ «Современная школьная система США (или иной страны)».

▫ «Приоритеты и проблемы воспитания молодёжи за рубежом и в России в последние десятилетия ХХ века».

▫ «Современные авторские школы».

77