logo search
doc

Детей с нарушением слуха

  • Поступление в школу - один из важнейших моментов в жизни ребенка, период, когда происходит ломка динамического стереотипа, сложившаяся за дошкольный период воспитания. Современная школа требует от поступающего в первый класс наличие определенного уровня развития произвольности пове­дения, мышления, речи, памяти, мелкой моторики рук, умственной работоспо­собности и т. д.

  • Диагностика готовности ребенка к школе опирается на психофизиологи­ческий подход, то есть готовность к школе выступает как результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психологической зре­лости, развитости комплекса психологических характеристик, которые опреде­ляют умственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка.

  • Всех первоклассников «грубо» можно разделить на три категории:

    • зрелые;

    • среднезрелые;

    • незрелые.

    • Для «зрелых» детей характерен благоприятный тип умственной работо­способности, то есть повышение уровня в течение всего учебного дня; для «среднезрелых» детей - повышение исходного уровня до середины дня и со­хранение его до конца дня; для «незрелых» детей характерен неустойчивый тип умственной работоспособности - повышение уровня к середине учебного дня до 3 урока с последующим понижением к концу дня.

    • Нами проводились исследования в «Школе юного первоклассника» для детей с нарушением слуха. По основным параметрам мыслительной деятельно­сти такие дети отстают от своих нормально развивающихся сверстников. В ос­новном у них плохо развита речь, а некоторые и вообще не могут разговари­вать. Эти дети общаются жестами, дактильной речью.

    • По данным Т.В. Егоровой, У.В. Ульенковой, В.И. Лубовского и др., от­ставание мыслительной деятельности у детей с нарушением слуха проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

    • — в резком отставании словесно-логического мышления;

    • в дефиците мотивационного компонента, проявляющимся в крайне низкой познавательной активности, обусловленной сниженным слуховым восприятием;

    • длительной несформированности умственных операций анализа, син­теза, абстрагирования, обобщения, сравнения;