logo search
doc

Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства

Английский язык — самый широко используемый язык на земле. Он за­нимает особое место в 75 странах мира, в 19 странах он является государствен­ным языком. Английский язык как язык международного общения называют «глобальным языком» («global language»), он предоставляет возможность обще­ния и деятельности практически в любом государстве мира.

Владение английским языком становится насущной необходимостью, но вместе с тем простое овладение определённой суммой знаний и соответствую­щими навыками, связанными с различными аспектами языка (лексикой, фонети­кой, грамматикой), явно не достаточно для полного владения языком.

Экономические, культурные и научные контакты России с англоязычными странами делают актуальным лингвокультурное изучение языка, то есть усвое­ние знаний культурного характера и ознакомление учащихся с национальной культурой носителей изучаемого языка. В связи с этим в методике преподавания иностранных языков появилась теория межкультурного обучения и новый тер­мин «межкультурная дидактика» [4, 128].

В условиях «многоязычного и поликультурного пространства» [4, 83] та­кой подход к обучению становится необходимостью, так как обучение на ино­странном языке подразумевает не просто диалог на уровне индивидуумов, но «готовность и способность к ведению диалога культур». Кроме того, мульти-культурная картина мира, по словам В. В. Воробьёва, требует формирования об­щепланетарного характера личности, воспитания международно ориентирован­ной личности, осознающей взаимозависимость и целостность мира, толерантно воспринимающей чужие культуры, признающей равноправие и равноценность культур. Н. Д. Гальскова полагает, что обучение в контексте межкультурной па­радигмы имеет большой личностно-развивающий потенциал и весьма перспек­тивно для общеобразовательной школы [1, 4].

Сущность лингвокультурологического подхода к обучению английскому языку состоит в том, чтобы наряду с формированием коммуникативной компе­тенции (решение коммуникативных задач с помощью языка, культура общения, речевая культура и т. д.) формировать и лингвокультурологическую компетен­цию, то есть способствовать приобретению учащимися индивидуального опыта общения с чужой лингвокультурой.

Н. Д. Гальскова выделила следующие цели и задачи лингвокультурного изучения английского языка:

Формы работы с культуроведческим материалом могут быть различными: работа с аутентичными текстами для аудирования и чтения, ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение на карте географических наименований, краткий пересказ текста; работа с картинками; работа с географическими карта­ми; работа со знаками и символами культуры; работа с проектами и сообщения­ми культуроведческого характера и т. д. [2, 51-55].

Целенаправленное использование лингвокультурологического аспекта обучения на практике способствует формированию общеучебных умений у уча­щихся и коммуникативных способностей, обогащению и закреплению знаний лексических единиц языка, развитию логического, пространственного, аналити­ческого мышления и способности к догадке, к сравнению, сопоставлению и т. д. [2,51-53]. Это также помогает развитию и совершенствованию у обучаемых лин-гвокультуроведческой мотивации (то есть создает положительную мотивацию усвоения языковых средств при приобретении культуроведческой информации), воспитанию их в контексте диалога культур, обеспечивает устойчивый результат в области практических навыков и умений по применению языка как средства межчеловеческого и межкультурного общения, содействует приобретению школьниками обширных культуроведческих знаний, которые становятся состав­ной частью их «информационного тезауруса» [3,57].

Согласно Н. Д. Гальсковой, лингвокультурологическое обучение, , призва­но направить общественное сознание на сохранение этнической идентичности, а также формировать на индивидуальном уровне сознания ощущения этнопсихо­логической принадлежности к межэтнической общности [1, 5]. Кроме того, оно способствует повышению социальной мобильности современного ученика на рынке труда в общеевропейском и мировом пространствах.