logo search
ИПиО (озо) Бак

Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.

год

мероприятия

сущность преобразований

При заполнении таблицы помимо учебных пособий используйте соответствующие данные из Историко-педагогической хронологии.

Более углублённому пониманию особенностей развития школы и школьной политики в эти периоды будет содействовать анализ соответствующих документов о школе. В 1918 г. были приняты «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (Декларация), «Положение о единой трудовой школе РСФСР», утвердившие демократический характер новой советской школы (см. Дидактические материалы, CD).

Работая с Декларацией, сделайте выписки по следующим вопросам.

 Что означают понятия «единая» и «трудовая» школа?

 Какие принципы были положены в основу новой школы?

 В чём сущность принципа политехнического образования?

В «Положении…» показаны способы реализации новых принципов в единой трудовой школе, определяется её структура, организация деятельности и управление. При анализе документа обратите внимание на статьи, которые подтверждают такие принципы, как общедоступность (ст. 3), обязательность (ст. 4), равенство в получении общего образования (ст. 5), светскость (ст. 6), демократический характер управления, допускающий в том числе возникновение школ по частной инициативе и их поддержку государством (ст. 7, 8, 11), самоуправление учащихся (ст. 26-31).

Учтите, что для новой советской школы были характерны:

1. внедрение трудовой деятельности учащихся во всех её проявлениях (ст. 12);

2. политехнический компонент содержания образования (ст. 13);

3. направленность на преобразование окружающей среды посредством активной деятельности учащихся (ст. 14, 25);

4. внедрение новой гуманистической системы, ориентированной на уважение личности учащихся, не допускающей никакого насилия (ст. 12 п. 2, 21, 22 и др.);

5. реализация идеи свободы (отмена классно-урочной формы обучения, отметок, экзаменов и т.д.) (ст. 17, 19, 20, 32).

Создание новой школы сопровождалось активными педагогическими дискуссиями, использованием опыта реформаторской педагогики стран Западной Европы и России рубежа XIX– началаXXстолетий.

Однако необходимо заметить, что при всей прогрессивности образовательной парадигмы, положенной в основу реформы в 1917-20-е гг., в тех конкретно-исторических условиях она привела к дестабилизации системы просвещения вследствие разрушения традиционной системы учебных предметов, преувеличения роли труда, практических методов обучения и свободы в деятельности учащихся и учителей.

Постановления партии и правительства о школе 1931-36 гг. ознаменовали новый этап в её развитии: борьбу за качество воспитания и обучения, вооружение учащихся системными знаниями, подчинение общественно-производительного труда учебно-воспита­тельным целям. Тем самым был положен конец педагогическим дискуссиям, взят ориентир на «решительную борьбу против легкомысленного методического прожектёрства», создание унифицированной «школы учёбы», которая постепенно утрачивала пласты культурного наследия, духовности, черты национального характера (см. документы «О начальной и средней школе», «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»). В 1936 г. была запрещена педология, а вместе с ней и применение различных тестов и исследований детей (см. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»).

Систематизировать знания об изменениях в деятельности школы поможет заполнение таблицы.

Таблица 3.