logo search
doc

Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века

В истории цивилизаций образование играло и продолжает играть ключе­вую роль. Это обусловлено тем, что образование как духовная универсалия, воспроизводит человеческую сущность и развивает индивидуальность. Образо­вание выступает интегральной, обобщающей ценностью духовной культуры, формируя облик человека в неразрывной связи с жизнью общества. Л.И. Иван-кина метафорично сравнивает образование с «легкими» всего социокультурно­го организма, втягивающими «на вдохе» в менталитет личности все найденные профессионально-культурные потенции общества.

Однако на рубеже ХХ—ХХ1 столетий социум оказался в ситуации, кото­рая в корне отличается от образовательной и социокультурной ситуации пре­дыдущего периода. Как отмечает И. А. Колесникова, это, прежде всего, принци­пиально иной фон, на котором должны рассматриваться современные пробле­мы обучения и воспитания. Введение в обиход таких понятий, как ноосфероге-нез, глобалистика, постчеловеческая, человеко-машинная цивилизация, требу­ют безусловного расширения горизонтов рассмотрения вопросов образования. Сегодня мы говорим уже не только и не столько о социальной, исторической, культурной, но и космопланетарной ситуации развития человека.

Очевидно, что перед образованием ХХ1 века стоят грандиозные задачи, требующие его радикального преобразования и обновления. Общемировой кри­зис образования, о котором так много говорили и писали в последние годы и который в тех или иных формах проявляет себя во всех странах мира, связан не только с недостаточной эффективностью образования с точки зрения его прагматически понимаемой экономической отдачи. Подлинная сущность миро­вого образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационно-го масштаба. Следовательно, только преодоление собственного кризисного со­стояния, преобразование содержания образования, форм и способов организа­ции, создание принципиально нового технологического обеспечения образова­тельного процесса поможет современной системе образования ответить на вы­зов времени и стать действительным ресурсом развития. Очевидна необходи­мость кардинального изменения самого подхода к учебным и профессиональ­ным навыкам, обновления содержания и структуры образования, пересмотра отношения к интеллектуальным, эмоциональным и социальным потребностям учащихся.

Нарождающаяся модель образования, способная своим качеством обес­печить уровень и качество развития отдельных стран и человечества в целом, по мнению многих исследователей, должна удовлетворять требованиям непре­рывности и модальности, фундаментальности и универсальности, антрополо­гизма и демократизма. Она должна иметь механизмы динамичного саморазви­тия, то есть обладать таким качеством как инновационность. И если очевидно, что одним из основных ресурсов развития на современном этапе общественно­го прогресса становится образование, то столь же очевидно, что непременным атрибутом развития является инновационная составляющая. Инновации в обра­зовании являются средством и способом его развития. Именно в инновациях сосредотачивается мощный потенциал соединения интеллектуального содер­жания и соответствующей организационной формы как целостного процесса. И, если, образно говоря, наука - локомотив, тянущий за собой всю махину на­учно-технического прогресса, то инновационные идеи - это топливо, благодаря которому состав движется.

Необходимость разработки и внедрения инновационных педагогических идей сегодня осознается как учеными-теоретиками, так и педагогами-практиками. Однако вследствие действия различных факторов, а именно недос­таточной информированности учителя о существующих инновациях в системе образования, различий в понимании того, в чем состоят главные проблемы в необходимости качественных изменений в школьном образовании, мотивиро­ванности на изменения профессиональной компетентности и др., глубина, ин­тенсивность и эффективность практических преобразований происходящих в настоящее время в общеобразовательных учебных заведениях очень низкая. По данным нашего исследования, в ходе которого было опрошено 100 учителей г. Елабуга (ср. школа № 10), г. Менделеевск (ср. школа № 1), г. Нижнекамска (ср. школы № 31, № 27, № 32), г. Набережные Челны (ср. школы № 25, № 57, ДШБ) и с. Бетьки Тукаевского района Республики Татарстан. Большая часть респон­дентов (90 %) ответили, что относятся положительно к инновационным педаго­гическим идеям, так как они способствуют изменению социокультурной-ситуации, повышают качество образования, его результативность, активизиру­ют поисково-творческую деятельность педагогов, развивают педагогическую науку и повышают конкурентоспособность образовательного учреждения, дают возможность выйти на качественно новый уровень образования и выполнить новый социальный заказ. Несмотря на все это, только 40 % респондентов ис­пользуют инновационные педагогические идеи в своей педагогической дея­тельности.

Проведенное исследование подтвердило сильную центрацию личности современного учителя на проблемах его социально-экономического положения, материально-технического оснащения школы и демографической ситуации. Отягощенное этими проблемами сознание педагогов не проявляет активности в восприятии и реализации инновационных педагогических идей. Однако мы не можем отрицать тот факт, что борьба за втягивание массовых школ в иннова­ционное поле, за выращивание в них инновационных изменений прогрессирует. И это не случайно. Российская система образования уникальна. Это наше на­циональное достояние, которое необходимо всемерно развивать и укреплять. И помочь нам в этом призваны именно инновационные педагогические идеи.

И.Н. Фонарёва

(Рязань)