logo search
doc

Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в при­нятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Антон Семенович Макаренко рассматривал ученическое самоуправление как средство подготовки подрастающего поколения к жизни, труду и общест­венным делам. Он полагал, что самоуправление может сделаться самым эффек­тивным воспитательным средством. Руководство органами школьного само­управления, по его мнению, должно составить главную заботу директора.

Если говорить об опыте самоуправления в воспитательных учреждениях, руководимых А. С. Макаренко, - колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, - то оно охватывало все основные виды коллективной деятельности: учебную, общественно-политическую, трудовую, клубную, спор­тивную. Самоуправление выступало как метод самоорганизации коллектива, способствовало формированию у учащихся ответственности за общее дело, на­лаживанию отношений товарищеской взаимопомощи, воспитанию организа­торских качеств.

У органов ученического самоуправления могут быть различные направ­ления деятельности, такие, как организация коллективных творческих дел, ак­ций милосердия, имеющих социальную направленность; пропаганда здорового образа жизни; издание школьной газеты и многие другие. Полезными являются и сами дела органов самоуправления, и процесс их организации, и развитие различных способностей, умений общаться и взаимодействовать, и объединен­ные общими целями, задачами, интересами, увлечениями, совместной деятель­ностью.

Как известно, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития госу­дарственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.

Основывая успешность самоуправленческой деятельности на нашем шес­тилетнем опыте работы можем утверждать, что:

  1. Системность самоуправления: в каждой школе должна быть своя чет­кая структура самоуправления, предполагающая наличие общешкольного Со­вета (как например, в средней школе № 55 г. Рязани - Молодежного Совета), который является исполнительным органом самоуправления, тогда как высшим - является общее собрание, его иерархичность, необходимая для реализации и контроля деятельности, регулярные общешкольные собрания, наличие и функ­ционирование органов самоуправления в первичных коллективах, то есть клас­сах.

  2. Постоянное развитие самоуправления, под которым мы подразумеваем расширение направлений деятельности, повышение ее эффективности, ее мето­дическое обеспечение, усовершенствование структуры самоуправления, при­умножение традиций, привлечение необходимых финансовых средств из воз­можных источников, рекламу объединений учащихся, развитие организацион­ной культуры.

  3. Грамотное педагогическое руководство органами самоуправления.

На наш взгляд, из трех перечисленных условий успешного функциониро­вания моделей самоуправления это - наиболее значимо, так как именно от пе­дагогического руководства зависят остальные условия. Именно педагог, осоз­нающий важность и сущность самоуправленческой деятельности, стремящийся к ее усовершенствованию, в состоянии, при согласии и поддержке администра­ции школы, создать в общеобразовательном учреждении систему самоуправле­ния учащихся, провести необходимую работу по ее функционированию с кол­легами и учащимися.

Педагог-организатор заботится и о развитии самоуправления, ведь его на разных этапах отличают различные характерные признаки, здесь не может быть постоянства и застоя. Стремление изменить мир к лучшему должно объединить школьных активистов в совместной деятельности, а вместе с тем и стремление изменить к лучшему свою систему самоуправления. При грамотном руково­дстве взрослого, с его помощью, поддержкой и контролем дети сами будут за­ботиться об этом развитии, делать все, зависящее от них. При этом инициатив­ными и отлично работающими в Совете учащимися могут быть не только изна­чально активные школьники, проявляющие интерес к этому, но и ранее замкну­тые, пассивные и закомплексованные. Зачастую дети, обладающие огромным творческим потенциалом, так и не раскрываются как активные личности за все годы совместной учебы в связи с безразличием классного руководителя, не­сложившимися отношениями с одноклассниками, недружным коллективом, трудностями подросткового возраста, отсутствием возможностей для самореа­лизации. Справедливо высказывание Оскара Уайльда: «Смысл жизни - само­выражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы жи­вем». Такую возможность предоставляют ребятам органы самоуправления, об­щественные объединения и организации.

Итак, педагог, решивший создать в своем учебном заведении систему ученического самоуправления, обсудив свое решение с администрацией школы и коллегами, организует учебу для активистов, создав Совет старшеклассников. На первом этапе педагог-организатор учит школьников, во всем им помогает, контролирует, руководит формированием организационной культуры, сплачи­вает детский коллектив, поощряет инициативу со стороны ребят, создает мето­дическое и финансовое обеспечение деятельности, привлекая для этого необхо­димые ресурсы, учит организаторскому мастерству, выявляет лидерские каче­ства и способности школьников, разрабатывает вместе со старшеклассниками Положение о самоуправлении и другие документы. Когда законодательная база самоуправления в конкретной школе уже создана, сформированы органы само­управления, достигнуты первые успехи, растет самостоятельность, активность и ответственность исполнительных органов самоуправления, а организацион­ная культура объединяет учащихся, педагог становится опытным консультан­том и находится рядом с активом учащихся, но не «над ним». Сложившаяся система самоуправления, функционирование ее элементов во всех классах, тра­диции, символы, расширение направлений деятельности, положительные отзы­вы детей, родителей, педагогов, управленческая и организаторская функции, самостоятельное принятие решений, анализ сделанного, коллективное плани­рование, самоконтроль, четкая структура самоуправления учащихся, содержа­тельная завершенность свидетельствуют о развитой системе управления уча­щихся школьной жизнью. Но и тогда очень важным является педагогическое руководство самоуправлением. Взрослый партнер по совместной деятельности помогает учащимся, оказывает методическое обеспечение, учит организатор­скому мастерству потенциальных членов Совета старшеклассников («Школа актива», «Школа лидера» и т. д.), выполняет функцию контроля и поддержки, направляет детей в областные и всероссийские лагеря актива, разрабатывает теоретические основы самоуправления.

Таким образом, чрезвычайно важно грамотное педагогическое руково­дство органами ученического самоуправления, способствующее их успешной, целенаправленной, общественно полезной организаторской деятельности. Но чтобы, как поется в известной песне «ребячьи сердца зажигать», надо гореть самому, а чтобы учить, необходимо обладать специальными знаниями, поэтому педагогу-организатору важно обмениваться опытом, с коллегами из других школ и городов, заниматься самообразованием и всегда стремиться к совер­шенствованию себя, своей деятельности, окружающего мира.

Е.А. Шайдуллина

(Волгоград)