logo search
doc

Проблема развития информационных технологий в сельской школе

Современное общество стремительно развивается. Вместе с ним модер­низируются все сферы жизни, совершенствуется педагогическая наука, созда­ется большое количество различных педагогических технологий. Обратим вни­мание на так называемые новые информационные или компьютерные техноло­гии обучения, которые, по мнению многих специалистов, открывают большие возможности для успешной реализации педагогического процесса. Понятно, что для стремительно развивающегося общества, требуются быстро развиваю­щиеся технологии. «Синтез современных методов обучения и потенциала ин­формационных технологий являются важным условием образовательного про­цесса, отвечающего запросам современного образования» [1]. Известно, что развивающаяся учебно-материальная база современной школы должна вклю­чать средства новых информационных технологий обучения. «Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным сущест­венно повысить качество образования» [2]. Следовательно, можно утверждать, что использование современных средств обучения разнообразит профессио­нальную деятельность учителя и придаст дополнительный стимул к обучению у учащихся.

Несмотря на то, что к современным средствам обучения относится учеб­ное оборудование на базе электронной техники, первым по важности из них является компьютер. Он, «включаясь в образовательные процессы, может быть участником воспитательного процесса» [2]. Хотя до сих пор «компьютер при­сутствует в основном в системе обучения, а не воспитания» [2].

Компьютер практически перестал быть в нашей школе редкостью. Во многих, если уже не во всех, сельских школах есть хотя бы один персональный компьютер. Есть кабинеты информатики и в школах Рязанской области. Ком­пьютерные технологии открывают большие возможности. Учитель может про­демонстрировать на уроке видеофрагмент (для этого необходим либо компью­тер, либо видео магнитофон или DVD проигрыватель с телевизором) и одно­временно его комментировать. «Педагог имеет возможность продемонстриро­вать анимационные модели, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность, педагог предлагает учащимся дополнитель­ную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей или из Интернета...» [1] и многое другое. В настоящее время целесообразно приме­нять вместе с компьютером мультимедийные проекторы, которые позволяют «вещать» на большие аудитории и классы. «Современные аппараты принима­ют сигнал от видеомагнитофона, цифровой или аналоговой видеокамеры, ска­нера» [3]. Однако высокая стоимость (иногда больше чем сам компьютер) не позволяет их широко использовать (во всяком случае, в сельской школе). Сле­довательно, возникает проблема, требующая своего решения.

К информационным технологиям относятся технологии Интернета. Уже сам по себе он «представляет собой самый большой, постоянно обнов­ляемый и пополняемый информационный ресурс в мире» [4]. Для сельской школы это огромное преимущество, так как возможен доступ к «современ­ным исследованиям во многих отраслях науки; существуют большие воз­можности для передачи разнообразных видов текста, изображения, звука» [4]. Именно факт дистанционного получения знаний и информации делает интернет привлекательным для сельских школ. Однако «подводит» та же причина - слабая учебно-материальная база образовательных учреждений, например, качество связи оставляет желать лучшего. Иногда трудно дозво­ниться в районный центр, а уж об удаленном соединении с сервером можно, по большей части, только мечтать. Это и понятно, когда телефонные опоры упали и держатся только на «рогатинах». Без сомнения школе необходим бесплатный или дешевый спутниковый интернет, который обеспечивает вы­сокую скорость и не зависит от «погодных условий». Остается надеяться, что в скором времени эта проблема будет решена в рамках национального проек­та «Образование» о чем не раз говорилось с «высокой трибуны».

Приведем пример, доказывающий формальное отношение к сельскому образовательному учреждению. Коровкинская средняя школа не получила президентского гранта, только потому, что не имела выхода в интернет и соб­ственного сайта. На наш взгляд, это не справедливо. В конечном счете, об образовательном учреждении судят не по сайту в котором «расписать» мож­но все что угодно, да и проблема создания сайтов остается главной для мно­гих сельских школ. Здесь крайне необходимо пользоваться опытом других образовательных учреждений. Один такой опыт приведен в журнале «Спра­вочник руководителя сельской школы» и является весьма поучительным [5].

Или приведем еще один пример. Не так давно в каждой крупной школе были радиоузлы. Теперь, конечно, они не вполне современны, однако суще­ствует пример интересной их модернизации. В Коткозерской школе Респуб­лики Карелия есть уникальная телекоммуникационная система или, если проще, студия школьного телевидения. Она включает: «кабельную телесту­дию на 20 телевизоров; сельский эфирный образовательный канал с радиу­сом действия 6—8 км; две спутниковые антенны, принимающие множество программ; школьный радиоузел на 40 абонентов; внутреннюю телефонную сеть и другие технические средства» [6]. Школьную студию телевидения можно с полным правом отнести к оригинальным информационным техноло­гиям. Однако вечная проблема финансирования не позволяет широко исполь­зовать опыт этой школы.

В настоящее время сельское образовательное учреждение может ис­пользовать только не слишком дорогие, но творчески окрашенные информа­ционные технологии. Предлагаем одно из решений: использование такого «ноу-хау», как документальные и слайд-фильмы [7] полностью или частично разработанные преподавателем. Они могут быть использованы как в урочное время, так и на внеклассных мероприятиях, посвященных, например, воспи­танию патриотизма. Если материальные возможности педагога и школы ог­раничены, не стоит браться за глобальные проекты, то есть необходимо учи­тывать региональные особенности, возможности образовательного учрежде­ния [подробнее см. 8].

Говоря об информационных технологиях в сельской школе нельзя не упомянуть дистанционное обучение. Актуальность для сельского образова­тельного учреждения этого вида информационных технологий очевидна. «Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, осо­бенно если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на органи­зацию всей системы. обучения» [9]. В свое время на это обращало внима­ние и правительство при осуществлении очередной реформы образования: «Особое значение дистанционное образование имеет в сельской местности, в отдаленных районах» [10]. Однако следует отметить, что при всей привле­кательности дистанционного обучения, ничто не сможет заменить живого общения ученика с учителем, а особенно в сельской местности.

Таким образом, сельской школе необходимы новые информационные технологии, а, следовательно, и повышенное внимание Министерства обра­зования, региональных управлений, направленное на финансирование и ук­репление учебно-материальной базы сельских школ на основе современных средств обучения. Просто для того, чтобы на селе кто-то оставался, и моло­дые родители с гордостью говорили о том, что их ребенок учился в совре­менной сельской школе, и вообще было бы в ней кому учиться. Иначе все предлагаемые «национальные проекты» ни к чему не приведут.