Проблема развития информационных технологий в сельской школе
Современное общество стремительно развивается. Вместе с ним модернизируются все сферы жизни, совершенствуется педагогическая наука, создается большое количество различных педагогических технологий. Обратим внимание на так называемые новые информационные или компьютерные технологии обучения, которые, по мнению многих специалистов, открывают большие возможности для успешной реализации педагогического процесса. Понятно, что для стремительно развивающегося общества, требуются быстро развивающиеся технологии. «Синтез современных методов обучения и потенциала информационных технологий являются важным условием образовательного процесса, отвечающего запросам современного образования» [1]. Известно, что развивающаяся учебно-материальная база современной школы должна включать средства новых информационных технологий обучения. «Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования» [2]. Следовательно, можно утверждать, что использование современных средств обучения разнообразит профессиональную деятельность учителя и придаст дополнительный стимул к обучению у учащихся.
Несмотря на то, что к современным средствам обучения относится учебное оборудование на базе электронной техники, первым по важности из них является компьютер. Он, «включаясь в образовательные процессы, может быть участником воспитательного процесса» [2]. Хотя до сих пор «компьютер присутствует в основном в системе обучения, а не воспитания» [2].
Компьютер практически перестал быть в нашей школе редкостью. Во многих, если уже не во всех, сельских школах есть хотя бы один персональный компьютер. Есть кабинеты информатики и в школах Рязанской области. Компьютерные технологии открывают большие возможности. Учитель может продемонстрировать на уроке видеофрагмент (для этого необходим либо компьютер, либо видео магнитофон или DVD проигрыватель с телевизором) и одновременно его комментировать. «Педагог имеет возможность продемонстрировать анимационные модели, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность, педагог предлагает учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей или из Интернета...» [1] и многое другое. В настоящее время целесообразно применять вместе с компьютером мультимедийные проекторы, которые позволяют «вещать» на большие аудитории и классы. «Современные аппараты принимают сигнал от видеомагнитофона, цифровой или аналоговой видеокамеры, сканера» [3]. Однако высокая стоимость (иногда больше чем сам компьютер) не позволяет их широко использовать (во всяком случае, в сельской школе). Следовательно, возникает проблема, требующая своего решения.
К информационным технологиям относятся технологии Интернета. Уже сам по себе он «представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире» [4]. Для сельской школы это огромное преимущество, так как возможен доступ к «современным исследованиям во многих отраслях науки; существуют большие возможности для передачи разнообразных видов текста, изображения, звука» [4]. Именно факт дистанционного получения знаний и информации делает интернет привлекательным для сельских школ. Однако «подводит» та же причина - слабая учебно-материальная база образовательных учреждений, например, качество связи оставляет желать лучшего. Иногда трудно дозвониться в районный центр, а уж об удаленном соединении с сервером можно, по большей части, только мечтать. Это и понятно, когда телефонные опоры упали и держатся только на «рогатинах». Без сомнения школе необходим бесплатный или дешевый спутниковый интернет, который обеспечивает высокую скорость и не зависит от «погодных условий». Остается надеяться, что в скором времени эта проблема будет решена в рамках национального проекта «Образование» о чем не раз говорилось с «высокой трибуны».
Приведем пример, доказывающий формальное отношение к сельскому образовательному учреждению. Коровкинская средняя школа не получила президентского гранта, только потому, что не имела выхода в интернет и собственного сайта. На наш взгляд, это не справедливо. В конечном счете, об образовательном учреждении судят не по сайту в котором «расписать» можно все что угодно, да и проблема создания сайтов остается главной для многих сельских школ. Здесь крайне необходимо пользоваться опытом других образовательных учреждений. Один такой опыт приведен в журнале «Справочник руководителя сельской школы» и является весьма поучительным [5].
Или приведем еще один пример. Не так давно в каждой крупной школе были радиоузлы. Теперь, конечно, они не вполне современны, однако существует пример интересной их модернизации. В Коткозерской школе Республики Карелия есть уникальная телекоммуникационная система или, если проще, студия школьного телевидения. Она включает: «кабельную телестудию на 20 телевизоров; сельский эфирный образовательный канал с радиусом действия 6—8 км; две спутниковые антенны, принимающие множество программ; школьный радиоузел на 40 абонентов; внутреннюю телефонную сеть и другие технические средства» [6]. Школьную студию телевидения можно с полным правом отнести к оригинальным информационным технологиям. Однако вечная проблема финансирования не позволяет широко использовать опыт этой школы.
В настоящее время сельское образовательное учреждение может использовать только не слишком дорогие, но творчески окрашенные информационные технологии. Предлагаем одно из решений: использование такого «ноу-хау», как документальные и слайд-фильмы [7] полностью или частично разработанные преподавателем. Они могут быть использованы как в урочное время, так и на внеклассных мероприятиях, посвященных, например, воспитанию патриотизма. Если материальные возможности педагога и школы ограничены, не стоит браться за глобальные проекты, то есть необходимо учитывать региональные особенности, возможности образовательного учреждения [подробнее см. 8].
Говоря об информационных технологиях в сельской школе нельзя не упомянуть дистанционное обучение. Актуальность для сельского образовательного учреждения этого вида информационных технологий очевидна. «Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы. обучения» [9]. В свое время на это обращало внимание и правительство при осуществлении очередной реформы образования: «Особое значение дистанционное образование имеет в сельской местности, в отдаленных районах» [10]. Однако следует отметить, что при всей привлекательности дистанционного обучения, ничто не сможет заменить живого общения ученика с учителем, а особенно в сельской местности.
Таким образом, сельской школе необходимы новые информационные технологии, а, следовательно, и повышенное внимание Министерства образования, региональных управлений, направленное на финансирование и укрепление учебно-материальной базы сельских школ на основе современных средств обучения. Просто для того, чтобы на селе кто-то оставался, и молодые родители с гордостью говорили о том, что их ребенок учился в современной сельской школе, и вообще было бы в ней кому учиться. Иначе все предлагаемые «национальные проекты» ни к чему не приведут.
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: