logo search
истор

Антон Семенович Макаренко (1888–1939)

А.С. Макаренко – самый известный из советских педагогов, создатель теории коллектива. Родился в г. Белополье на Украине в семье маляра железнодорожных мастерских. После двухгодичных учительских курсов в 17 лет Макаренко начал учительскую деятельность. В 1917 с золотой медалью окончил Полтавский пединститут. Затем некоторое время руководил железнодорожной школой. С 1920 по 1928 заведует колонией для морально-дефективных детей (колония им. Горького). Именно здесь складываются основные принципы и положения педагогической системы А.С. Макаренко. Главные принципы системы: перспективные линии, параллельное действие, ответственная зависимость.

Практические цели, сплачивающие детей, А.С. Макаренко назвал перспективами («завтрашней радостью»). Перспективы есть близкие (лично интересные: день рождения), средние (летнее путешествие на теплоходе), дальние (поступить в институт, открытие в колонии завода). Реальные, успешные перспективы, нужные и приятные человеку, коллективу, обществу обеспечивают здоровье и движение коллектива. Принцип параллельного действия обеспечивает влияние педагога на воспитанника через коллектив. Стадии развития коллектива по А.С. Макаренко: формирование актива, которому педагог предъявляет требования; актив предъявляет требования членам коллектива; члены коллектива предъявляют требования друг другу. И, наконец, – член коллектива предъявляет требования к себе.

Отношения ответственной зависимости предполагают ставить воспитанников в положение ответственных (от них зависит успех дела, они руководят занятыми в нем детьми), а кроме того, подчиненных (учиться уметь подчиняться). В сводных отрядах (разновозрастных и разночисленных объединениях для какого-либо дела, даже рытья канавы) постоянно применялась ротация командиров.

Коллектив должен обладать «особостью» («мой»), для этого нужны традиции (например, день урожая), ритуалы (флаг, салют и т. п.), мажорный тон. Особое значение в учреждениях, которыми руководил Макаренко, играл труд. Однако неверно говорить о труде как о единственном и даже главном воспитательном средстве у А.С. Макаренко. Теория коллектива, вписывающиеся в нее отношения педагога и воспитанников, – вот что, прежде всего, обеспечивало эффективность системы А.С. Макаренко.

В 1933 году издал «Педагогическую поэму» – официальная педагогика не восприняла ее как педагогическое произведение («только художественное»). В 1937–1939 пишет «Флаги на башнях», «Книгу для родителей» и др. Умер 1 апреля 1939 от разрыва сердца. Последние слова: «Я писатель Макаренко».