Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Тематический план изучения дисциплины «История педагогики и образования» 5
3. Содержание программы 6
4. Программа лекционных занятий 11
5. Программа семинарских занятий 26
6. Программа самостоятельной работы 42
7. Контроль знаний студентов 65
8. Рефераты по дисциплине «История педагогики и образования» 74
9. Эссе по дисциплине «История педагогики и образования» 78
10. Учебно-методическое обеспечение программы 80
11. Словарь терминов 86
Приложение 1. Школы в странах древнейших цивилизаций 99
Приложение 2. Воспитание и образование в Древней Греции 101
Приложение 3. Школа и педагогическая мысль в Византии 103
Приложение 4. Образование в странах Западной Европы в период Средневековья 105
Приложение 5. Основные течения реформаторской педагогики. Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и США 106
Приложение 6. Педагогика Древней и Средневековой Руси (IX–XVII вв.) 121
Приложение 7. Школа и педагогическая мысль России XVIII в. 124
Приложение 8. Педагогика и школа в России в XIX – начале ХХ вв. 129
Приложение 9. Российское педагогическое зарубежье 144
Приложение 10. Педагогика советского периода 149
Приложение 11. Ключ к тестам по дисциплине «История педагогики и образования» 158
Приложение 12. Примеры оформления титульного листа и содержания учебного реферата 159
Приложение 13. Примеры оформления списка использованной литературы учебного реферата 160
История педагогики и образования
Учебно-методическое пособие
Автор-составитель Кондратенко Елена Валентиновна
Литературный редактор Е.Г. Смоляр
Компьютерная верстка С.Н. Бастракова
Оформление обложки В.В. Смирнова
Тем. план 2010 г. № 255.
Подписано в печать 10.12.2010 г. Формат 6084/16.
Усл. печ. л. 9,53. Усл.-изд. л. 6,93. Тираж 300. Заказ № 555.
Оригинал-макет подготовлен к печати в РИЦ и отпечатан ООП ГОУВПО «Марийский государственный университет».
- 1. Пояснительная записка
- 2. Тематический план изучения учебной дисциплины «История педагогики и образования»
- 3. Содержание программы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Тема 4. Зарождение педагогики как науки
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Тема 7. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Тема 8. Школа и педагогика в России XIX века. К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогики
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх века
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- 4. Программа лекционных занятий
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Модели средневекового образования
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- План лекции
- Задания по теме лекции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 5. Программа семинарских занятий
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- Темы докладов
- Задания по теме семинара
- Литература
- 6. Программа самостоятельной работы
- Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
- Литература
- Тема 2. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в первобытном обществе, древних цивилизациях и античном мире
- Литература
- Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Литература
- Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени. Я.А. Коменский как основатель научной педагогики
- Литература
- Тема 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Литература
- Тема 6. История зарубежной педагогики и образования в Новейшее время
- Литература
- Тема 10. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- Литература
- Тема 11. Школа и педагогика в России XIX века
- Литература
- Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх в.
- Литература
- Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хх в. И в начале ххi века
- Литература
- 7. Контроль знаний студентов
- 7.1. Промежуточный контроль
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
- Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Зарождение педагогики как науки. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Нового времени
- Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIX века)
- 7.2. Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине
- 8. Рефераты по дисциплине
- 8.1. Темы рефератов
- 8.2. Методические рекомендации по подготовке реферата
- Примерная структура учебного реферата
- 9. Эссе по дисциплине
- 9.1. Темы эссе
- 9.2. Методические рекомендации для написания эссе
- 10. Учебно-методическое обеспечение программы
- 10.1. Основная литература
- 10.2. Дополнительная литература
- 11. Словарь терминов
- Приложения
- Школы в станах древнейших цивилизаций
- Воспитание и образование в Древней Греции
- Школа и педагогическая мысль Византии (V в. До н.Э. – XV в.)
- Система образования
- Образование в странах Западной Европы в период Средневековья
- Основные течения реформаторской педагогики.
- Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и сша
- «Новые школы»
- (С. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома (г. Литц, г. Винекен, п. Гехееб)
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дартингтон-Холле (Великобритания)
- Школа свободной умственной работы (г. Гаудиг). Вальдорфская школа (р. Штайнер)
- Педагогика м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Паркхерст)
- Школа б. Рассела
- Трудовая школа г. Кершенштейнера
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Педагогика Древней и Средневековой Руси IX–XVII веков Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX–XVII вв.)
- Основные события и факты
- Владимир Мономах (1053–1125)
- Братья Лихуды, Иоаникий (1639–1717) и Сафроний (1652–1730)
- Леонтий Филиппович Магницкий (1669–1739)
- Василий Никитич Татищев (1686–1750)
- Александр Николаевич Радищев (1749–1802)
- Школьная реформа Екатерины II (1782–1786)
- Основные события и факты
- Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
- Иван Иванович Бецкой (1704–1795)
- Екатерина Романовна Дашкова (1743–1810)
- Александр Федорович Бестужев (1761–1810)
- Николай Иванович Новиков (1744–1818)
- Педагогика и школа в России в XIX – начале XX века Основные идеи
- Основные события и факты
- Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX – начала XX веков
- Просветители и педагоги Николай Михайлович Карамзин (1766–1826)
- Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
- Николай Иванович Лобачевский (1792–1856)
- Иван Васильевич Киреевский (1806–1856)
- Николай Иванович Пирогов (1810–1881)
- Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)
- Александр Иванович Герцен (1812–1870)
- Николай Платонович Огарев (1813–1877)
- Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855)
- Николай Александрович Добролюбов (1836–1861)
- Алексей Степанович Хомяков (1804–1860)
- Василий Иванович Водовозов (1825–1886)
- Владимир Яковлевич Стоюнин (1826–1888)
- Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889)
- Сергей Александрович Рачинский (1833–1902)
- Николай Александрович Корф (1834–1883)
- Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907)
- Николай Федорович Бунаков (1837–1905)
- Петр Францевич Лесгафт (1837–1909)
- Лев Николаевич Модзалевский (1837–1896)
- Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)
- Василий Порфирьевич Вахтеров (1853–1924)
- Василий Васильевич Розанов (1856–1919)
- Константин Николаевич Вентцель (1857–1947)
- Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927)
- Михаил Иванович Демков (1859–1939)
- Александр Петрович Нечаев (1875–1943)
- Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
- I период. Основная деятельность. 1859–1962 годы
- II период. Методический. 70-е годы
- III период. Религиозно-нравственный. 70–90-е годы
- Ведущие педагогические идеи л.Н. Толстого (разных периодов)
- Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1870)
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Дидактические взгляды
- Петр Федорович Каптерев (1849–1922)
- Российское педагогическое зарубежье Основные идеи
- Николай Александрович Бердяев (1874–1948)
- Иван Александрович Ильин (1882–1954)
- Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965)
- Семен Людвигович Франк (1877–1950)
- Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962)
- Сергей Иосифович Гессен (1887–1950)
- Педагогика советского периода Основные идеи
- Основные события и факты
- Надежда Константиновна Крупская (1869–1939)
- Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933)
- Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882–1960)
- Альберт Петрович Пинкевич (1884–1937)
- Иван Андреевич Каиров (1893–1978)
- Мария Васильевна Крупенина (1892–1950)
- Виктор Николаевич Шульгин (1894–1965)
- Николай Кириллович Гончаров (1902–1978)
- Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934)
- Павел Петрович Блонский (1884–1941)
- Антон Семенович Макаренко (1888–1939)
- Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970)
- Ключ к контрольным тестам
- Пример оформления титульного листа учебного реферата
- Многотомные издания
- Неопубликованные документы
- Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы
- Составные части документов
- Электронные ресурсы
- Содержание
- 424001, Г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1.