logo search
doc

Г. Рязани

В настоящее время актуальной является проблема здоровья детей и под­ростков, обучающихся в современных школах. В связи с этим было проведено исследование показателей физического развития учащихся общеобразователь­ной школы № 48 и школы № 25 с углубленным изучением предметов художе­ственно-эстетического цикла, которые различаются уровнем учебной нагрузки. На протяжении 3 лет (с 2004 по 2006 год) было обследовано 90 школьников 10-х и 11-х классов.

Оценку физического развития подростков с определением биологическо­го возраста и гармоничности морфофункционального состояния проводили по комплексной методике «Оценка физического развития и состояние здоровья детей и подростков» с помощью центильных шкал (таблиц) (С.Б. Тихвинский). По результатам сопоставления центильных оценок длины, массы тела и окруж­ности груди дается заключение о гармоничности развития (М.М. Безруких, М.Ф. Рзянина, Л.Г. Молочный).

Биологический возраст определяли по развитию у юношей и девушек вторичных половых признаков (В.Р. Кучма). Статистическую обработку полу­ченных данных проводили с использованием критерия Стьюдента для нор­мального распределения (Г. Ф. Лакин).

При оценке физического развития мы учитывали биологический возраст и гармоничность морфофункционального статуса школьников-подростков.

Оценку биологического возраста школьника-подростка проводили сопос­тавлением показателей его развития со средним возрастно-половым стандартом [5].

Соответствие биологического возраста паспортному у исследованных подростков

  1. Наблюдается отставание биологического возраста от паспортного во всех исследованных классах на 3—4 года, причем в 11-х классах отставание больше, чем в 10-х классах.

  2. В общеобразовательной школе отставание биологического возраста от паспортного меньше, чем в школе с углубленным изучением предметов худо­жественно-эстетического цикла.

  1. Апанасенко, Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. — Киев : Здоровье, 1990.

  2. Доскин, В. А. Морфофункциональные константы детского организма / В.А. Доскин, Х. Келлер, Р.В. Тонкова-Ямпольская. — М. : Медицина, 1997.

  3. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков. — М. : Медицина, 2001.

  4. Педиатрия: учеб. для мед. вузов / под ред. Н.П. Шабалова. — СПб. :