logo search
Лекции по Т и МФВ Масло

Формы занятий физическими упражнениями

Занятия физическими упражнениями весьма разнообразны – прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристические походы, уроки физической культуры и т.д. Однако все они имеют некоторые общие закономерности. Значение этих закономерностей позволяет в каждом отдельном случае разумно, с наибольшей эффективностью осуществлять воздействие физических упражнений на организм занимающихся.

Очень важным в педагогическом отношении является диалектический характер взаимосвязи содержания и формы занятий физическими упражнениями.

Основное содержание занятий составляет активная, направленная на физическое совершенствование человека двигательная деятельность. Деятельность занимающихся в любом занятии состоит из ряда относительно самостоятельных элементов: сами физические упражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых и т.д. Способ взаимосвязи, или структуры элементов содержания, составляет форму занятий физическими упражнениями. К ней относятся: порядок выполнения упражнений, характер взаимоотношений занимающихся, их организация и т.д. В каждом отдельном случае форма должна соответствовать содержанию занятия, что является одним из основных педагогических правил качественного его проведения. Так, если содержание занятия направлено на развитие физических качеств, то необходим определённый порядок в выполнении упражнений, характеризующийся строгой последовательностью нагрузки и отдыха. Равным образом результат зависит и от организации учащихся, времени проведения занятия, рационального использования мест упражнений и других компонентов форм. Следовательно, форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи единой с ним, она обеспечивает должный успех деятельности занимающихся, в противном случае результаты занятий будут хуже.

Постоянное пользование одними и теми же формами занятий задерживает совершенствование физической подготовленности занимающихся. Ломка устаревших форм и замена их новыми, наоборот, дают возможность успешно решать задачи физического воспитания.

Факт активного влияния формы занятий на их результаты указывает на необходимость самого серьёзного отношения к ней. Этим и объясняется, почему в теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими упражнениями всегда придавалось большое значение.

Так было с самого начала основания различных систем физического воспитания в новое время (18-19 вв.) например, А.Шипсе, одним из авторов немецкой школьной гимнастики, предложил следующую структуру урока:

  1. порядковые упражнения;

  2. вольные упражнения;

  3. упражнения со снарядами;

а) подвижными;

б) неподвижными.

  1. народные упражнения;

  2. игры;

Позже были взяты во Франции, по форме которой предложена следующая схема:

  1. Подготовительная часть:

а) ходьба;

б) упражнения для рук;

в) упражнения для ног;

г) упражнения для туловища;

д) сложные комбинированные упражнения;

е) несистематичные упражнения;

ж) двигательные упражнения.

  1. Основная часть: ходьба, лазание, равновесие, упоры, прыжки, поднимание и перенос тяжестей, бег.

  2. Заключительная часть: ходьба, медленные двигательные упражнения, ходьба с пением, обливание водой.