logo search
doc

Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе

  • Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка, ведь каждый дошкольник, достигая определенного возраста, обязательно идет в школу. В этот момент перед родителями встает сразу не­сколько очень серьезных вопросов. В каком возрасте лучше начать системати­ческое школьное обучение: в шесть или семь лет, а может в восемь? Справится ли ребенок со школьной программой, нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

  • Озабоченность родителей, педагогов будущих первоклассников, особен­но в наше время, понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависят успеваемость ребенка в последующие годы, его отношение к школе и благополучие в школьной жизни.

  • У врачей и педагогов в настоящее время стало вызывать тревогу то, что все чаще и чаще в категорию слабоуспевающих попадают дети из благополуч­ных семей, имеющих достаточно высокий уровень умственного развития, именно те, кто овладел навыками чтения и счета еще до школы.

  • Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в ви­ду определенный уровень физиологического, психического и социального раз­вития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной про­граммы без ущерба для его здоровья.

  • В настоящее время считаются, что «школьная зрелость» ребенка зависит от определенного комплекса морфологических, биологических и социальных факторов его развития. Следует учитывать и те факты, что к семи годам завер­шается развитие нервных клеток головного мозга. Но, в свою очередь, не за­вершено развитие опорно-двигательного аппарата, деятельность первой сиг­нальной системы преобладает над работой второй сигнальной системы.

  • Преобладающая роль в готовности ребенка к обучению в школе принад­лежит не отдельным факторам, а комплексу социально-биологических факто­ров, где преобладающую роль занимают биологические факторы. Но до на­стоящего времени понятие «школьной зрелости» не имеет единого толкования: одни авторы при определении «школьной зрелости» оценивают комплекс, со­стоящий из физического, социального и психического развития ребенка; другие

  • - функциональную зрелость отдельных органов и систем организма.

  • В нашей работе были использованы стандартные методики - скрининго-вый тест школьной зрелости (модернизированный тест Керна-Ирасека) и мото­метрический тест (вырезание круга). Исследование приводилось на базе школы с углубленным изучением английского языка г. Рязани. Дети проходят «школу молодого первоклассника», в которой они сдают определенные экзамены. На основании баллов, набранных ребенком, дети подразделялись на три группы -незрелые, сомнительно зрелые и зрелые по готовности их к поступлению в школу. Тест вырезания круга «мотометрический тест» определяет степень развития мелких мышц кисти ребенка, координации движений. Выполненное задание оценивалось в пределах трех баллов. Нами ставилась задача выявления возрастных и половых различий в развитии школьно-необходимых функций у детей 6-7 лет, чтобы установить их зависимость от состояния здоровья и дру­гих факторов. Было обследовано 73 ребенка 6-7 лет первых классов начальной школы.

  • Судя по данным скринингового теста в октябре 2005 года уровень разви­тия мальчиков (по вербальной шкале) составил: незрелость - 2,8 %; сомнитель­ная зрелость - 5,5 %; зрелость 91,7 %. Уровень развития мальчиков (по невер­бальной шкале) составил: незрелые - 8,3 %; сомнительно зрелые - 50 %; зрелые

  • - 41,7 %. По мотометрическому тесту готовы - 69,4 %; не готовы - 30,6 % мальчиков. В марте 2006 года уровень развития мальчиков (по вербальной шкале) составил: зрелость - 83,3 %; сомнительная зрелость - 16,7 %. Уровень развития мальчиков (по вербальной шкале) составил: зрелость - 100 %. По мо­тометрическому тесту готовы - 89,2 %; не готовы - 10,8 % мальчиков.

  • В октябре 2005 года уровень развития девочек (по вербальной шкале) со­ставил: зрелость - 75,7 %; сомнительная зрелость - 16,2 %; незрелость- 8,1 %. Уровень развития девочек (по невербальной шкале) составил: зрелость -29,7 %; сомнительная зрелость - 56,7 %; незрелость - 13,6 %. По мотометриче­скому тесту 81,1 % девочек - готовы; 18,9 % - не готовы.

  • В марте 2006 года уровень развития девочек (по вербальной шкале) со­ставил: зрелость - 86,4 %; сомнительная зрелость - 13,6 %; Уровень развития девочек (по невербальной шкале) составил: зрелость - 91,8 %; сомнительная зрелость - 8,2 %. По мотометрическому тесту готовы - 91,7 %; не готовы -8,3 % девочек. Мотометричесикй тест вызвал затруднения, как у мальчиков, так и у девочек в октябре и марте. Получены данные, что во втором классе мото­метрический тест выполняют 80 % девочек и 75 % мальчиков, что говорит о недостаточном развитии мелких мышц кисти.

  • Таким образом, мы видим, что девочки 6-7 лет превосходят мальчиков того же возраста по выполнению теста. Поэтому с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к система­тическому обучению в школе, но в тоже время очень чувствителен к воздейст­вию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к чрезмерному умст­венному и психическому напряжению. Мы считаем, что данная проблема тре­бует дальнейшего тщательного изучения.

  • Л. В. Лисюткина

  • (Рязань)