logo search
doc

Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры

За последние пятнадцать лет в отечественной культурной традиции про­изошли серьезные изменения, в том числе и в сфере образования. Духовная компонента социализма сменилась демократизацией всех общественных и культурных институтов, введением новых основ социального существования, обновлением системы ценностей и норм, инновационной политикой в различ­ных областях «производства» и «потребления». В течение очень короткого сро­ка в российскую действительность вошла и особая форма развития культуры и цивилизации - массовая культуры, в ее самом демократическом варианте, и стала неотъемлемой частью жизни миллионов русских людей. В связи с этим повсюду возникли частные издательства, радиостанции, телеканалы, студии звукозаписи, галереи, агентства, киностудии, видеосалоны и т. п., появилась рассчитанная на все вкусы «желтая», «черная» и «глянцевая» пресса, в обиход вошли видеозапись, компьютеры, CD- и DVD-диски, мобильная связь и Интер­нет.

Обобщенно массовая культура - это особая технология культурного про­изводства, соответствующая нынешнему уровню развития экономики, социаль­ных отношений, коммуникации, образования, духовным и материальным за­просам большинства населения. Она представляет собой не некий субстрат, а особую форму, в которой при нынешних условиях функционирует обществен­ное сознание, а посему нет никаких препятствий для того, чтобы эта форма на­полнялась самым разнообразным духовным содержанием - религиозным, фи­лософским, научным, нравственным, идеологическим, эстетическим.

Причисляя общеобразовательную школу к основным проявлениям и на­правлениям современной массовой культуры, А.Я. Флиер отмечает, что она приобщает учащихся к основам научных знаний, философским и религиозным представлениям об окружающем мире, к историческому опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям, стандартизируя при этом перечисленные выше знания и преставления на осно­вании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания [1].

В рамках современной массовой культуры возможны и многие техниче­ские усовершенствования учебного процесса, а именно быстрый и эффектив­ный доступ к образовательным ресурсам, дистанционное обучение, освоение учащимися многомерного информационно-мультимедийного пространства, ис­пользование сети Интернет и т. п. Однако вместе с однозначно положительным расширением научно-технической базы общеобразовательных процессов в со­держании современной российской массовой культуры наблюдаются некото­рые проблемные моменты, способные негативным образом влиять не столько на учебный, сколько на воспитательный процесс. Обозначим лишь некоторые из них:

  1. Несмотря на то, что во многих учебно-методических пособиях для средней школы особое место уделяется индивидуальному подходу к личности каждого учащегося, на практике оказывается, что главная подоплека массовой формы культуры подразумевает универсальный (стандартизированный) обра­зовательный процесс абсолютно для всех.

  2. Стандартизация личности во многом способствует нарушению творче­ской активности у подрастающего поколения, подавляет у него желание прояв­лять собственное отношение к собственной жизни в частности и к окружающе­му миру в общем. То есть по большей части происходит воспитание пассивной личной позиции у молодежи (система «я как все»).

  3. В современном обществе, которое организовано как принципиально плюралистическое и ориентировано на возможность нескольких биполярных ценностных установок, такая усреднено воспитанная личность не только не ощущает своей культурной «недостаточности», но, напротив, наиболее приспо­соблена и наиболее востребована современным укладом жизни.

  4. По своему определению и структуре современная массовая культура необычайно мифологична, поэтому в ее рамках постоянно происходит процесс мифологизирования истории, то есть создается практически ритуальное покло­нение нынешним «героям» - суперзвездам шоу-бизнеса, искусства, политики и т. п., при чем не всегда эти образы морально положительны (иногда даже на­оборот), что создает большое количество проблем, связанных с так называемой фанатичной идеализацией кумиров, копированием их манеры общения и пове­дения в различных ситуациях.

  5. Социальное творчество в рамках массовой культуры очень часто на­правлено на то, чтобы не обращать свое внимание к познанию действительно­сти, а сублимировать желания и инстинкты ее «потребителей», по большей час­ти детской аудитории. Она буквально проповедует идею о том, что осознание человека как истинного человека происходит лишь тогда, когда он отрывается от окружающей его реальности и проникает в яркий многомерный и много­значный мир мечты, например, виртуальной компьютерной реальности, что создает не мало проблем для нормальной социализации и инкультурации лич­ности.

  6. Идеология развлечения является чуть ли не самой основательной ча­стью содержания массовой культуры, на которой зиждется не только ее теория, но и практика. Отвечая общественной тенденции в ее стремлении к возможно­сти отвлечься от мирских забот, массовая культура создает своего рода индуст­рию развлечений, в которой каждый маленький человек сможет найти что-то свое, то, что необходимо в данный момент. Проблемным может явиться посто­янная и повседневная тяга подрастающего поколения к игре, забаве, развлека­тельному отдыху, не требующему никакого дополнительного интеллектуально­го усилия.

7. Другой важной опасностью, кроющейся в современной культурной практике является консюмеризм - создание потребительской психологии у подростков, ведь сегодняшние дети буквально с пеленок учатся понимать жизнь как серию выборов между вещами и услугами, без учета человеческого фактора. Вещи иногда представляются в сознании ребенка более значимыми, нежели люди, а, следовательно, у них вырабатывается асоциальная позиция -для достижения материального блага можно пожертвовать счастьем и здоровь­ем других людей.

Это лишь некоторые проблемные аспекты, существующие в рамках со­временного уровня развития культуры, которые требуют не только обозначе­ния, сколько практического решения. Так как именно массовая культура явля­ется основным поставщиком культурных образцов, стилей, мод, норм и ценно­стей для современного человека, в том числе, а иногда и в большей степени, и для подрастающего поколения, а, следовательно, от уровня ее адекватности го­сударственной и социальной политике зависит конечный результат - нормаль­ное функционирование всех общественных систем и подсистем, полноценное существование в них индивидов.

Таким образом, связь доминирующей массовой культуры и образования в современном социокультурном пространстве очевидна. Массовая культура не только позволяет значительно расширить технические возможности учебно-воспитательного процесса, сформировать новые перспективы модернизации содержания обучения, но и расширяет круг проблемных аспектов, которые, за­частую, возможно разрешить только средствами образовательного процесса.

Список использованной литературы

1. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. — М., 2002. — С. 283—284.

П.А. Серин

(Рязань)