logo search
Лекции по Т и МФВ Масло

Методика воспитания гибкости

В процессе физического воспитания не следует добиваться предельно возможного развития гибкости. Её следует развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений. При этом величина гибкости должна несколько превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение (запас гибкости).

Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Они делятся на две группы – активные движения и пассивные. В активных движениях увеличение подвижности в каком-либо суставе достигается за счёт сокращения мышц, проходящих через этот сустав. В пассивных движениях используются внешние силы.

Мышцы сравнительно малорастяжимые. Если пытаться увеличить их длину в одном движении (например, сделать максимальный наклон вперёд), то эффект будет очень незначителен. Однако от повторений к повторению следы упражнения суммируются и, если сделать несколько десятков наклонов, увеличение амплитуды будет вполне заметным. Поэтому упражнения на растягивание выполняют сериями по несколько повторений в каждой. Амплитуду движений увеличивают от серии к серии.

В каждом занятии упражнения на растягивание выполняют до появления лёгкой болезненности, что является сигналом к прекращению работы. Они дают небольшой эффект, если их выполнять ежедневно или даже два раза в день. Если же стоит задача лишь поддерживать достигнутый уровень гибкости, то можно ограничиться более редкими занятиями.

Упражнения на гибкость удобнее всего давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом. В уроке их включают главным образом в конце основной части, кроме того, в подготовительной части во время разминки и в интервалах между другими упражнениями, особенно силовыми и скоростными. К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться до появления пота.

Достигнутое за счёт этих упражнений увеличение подвижности (так называется разминочный эффект) держится относительно недолго – при комнатной температуре около 10 мин. Увеличить это время можно, уменьшив отдачу тепла.

После активных упражнений увеличенная гибкость сохраняется больше, чем после пассивных. Поскольку гибкость легче всего развивать в детском и подростковом возрасте, основную работу по воспитанию гибкости надо планировать на этот период (примерно 11-14 лет).