logo search
doc

Музей как институт социализации и инкультурации личности

В настоящее время становление личности предполагает, на наш взгляд, два взаимопроникающих, зачастую протекающих параллельно, но при этом со­храняющих свою специфику усвоения культуры процесса - социализация и ин-культурация.

Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социаль­ных ролей. Этот процесс превращает индивида в Личность. Инкультурация -процесс формирования у человека эстетического отношения к действительно­сти, восприятию ценностей, традиций, норм конкретной культуры.

Музей как социокультурный институт, объективно способен сыграть кон­структивную роль в этих процессах, так как может существенно способствовать формированию культуры Личности на пути ее становления. Музей - это один из ведущих институтов социализации и инкультурации, который не только от­бирает, хранит, изучает и экспонирует материальные и духовные ценности, но и реализует функции образования и воспитания, обеспечивает рациональный досуг, вовлекает людей в удивительный мир культуры. Сущность музея хорошо раскрывает древний вьетнамский термин «бао та», что означает «хранилище реликвий». С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тысяч) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экс­курсиям - серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей.

Теоретически и методически обоснованная система воспитания и образо­вания на базе музея способствует реализации следующих задач социализации и инкультурации:

Мы считаем, что значение и роль музея в обществе должно возрастать, так как в условиях современной социокультурной ситуации музей - комплекс­ное средство приобщения человека к духовным ценностям окружающего мира в его социальных, моральных, художественных и интеллектуальных аспектах.

Ю.О. Кочетковой

(Рязань)