logo search
Подготовка к госам / программа_вопросы_ПО_2010

54. Возраст как основная категория психологии развития и современные интерпретации возрастного подхода в обучении.

Понятие возраста в современной психологии. Возраст (возрастной период) как цикл психического развития, имеющий свою структуру и динамику (Л.С.Выготский). Структура и динамика литических и кризисных возрастов. Социальная ситуация развития, генетическая задача, ведущая деятельность и психические новообразования как параметры возраста.

Психологический и хронологический возраст, условность хронологических границ психологического возраста. Проблема периодизации психического развития: теоретические и практические аспекты. Периодизация психосексуального развития З. Фрейда. Периодизация психосоциального развития Э.Эриксона. Периодизация интеллектуального развития Ж. Пиаже. Отечественные периодизации психического  развития Л.С.Выготского,  Д.Б. Эльконина.

Возрастной подход в современной интерпретации:  ресурсно организованное обучение,  проектирование пространства нормального психического развития ребенка, подростка, юноши, взрослого. Психологические принципы культурно-событийной педагогики или психологические принципы развивающего образования по В.П. Зинченко: ориентация на ведущую деятельность, сензитивные периоды развития, зону ближайшего развития, социокультурную ситуацию развития, принцип амплификации и интериоризации, знаково-символического опосредования и другие.