logo search
ИПиО (озо) Бак

Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.

Цель:раскрыть сущность и показать значение свободного воспитания как одного из прогрессивных гуманистических направлений в истории педагогической мысли и образования, предполагавшего обеспечение наиболее благоприятных условий для естественного творческого развития личности каждого ребёнка.

Задачи:

1. сформировать представление об идее свободного воспитания как основе гуманистической педагогики;

2. охарактеризовать общее и особенное в концепциях свободного воспитания западноевропейских и отечественных педагогов;

3. показать влияние идеи свободного воспитания на прогрессивное развитие педагогической практики, в том числе деятельность современных школ.

Основные понятия:

свобода личности как естественное право человека, «свободное воспитание», педоцентризм, парадигма «свободной школы»;

Руссо Ж.-Ж.: природа – источник свободы, самоценность детства, метод естественных последствий в воспитании;

Монтессори М.: теория «чувственных фаз» детского развития, «Дом ребёнка» – практическая лаборатория свободного воспитания, «свобода выбора», «свобода передвижения», «сотрудничество» детей;

Толстой Л.Н.: педагогика «ненасилия», свобода как «критериум» педагогики, Яснополянская школа – творческая лаборатория свободного воспитания;

Вентцель К.Н.: «культ ребёнка», духовно-нравственная свобода как идеал воспитания, «Дом свободного ребёнка», метод освобождения творческих сил, «естественная группировка» как форма обучения.

План.

1. Концепция свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

2. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX– первой половинеXXвв. и её внедрение в практику (М. Монтессори).

3. Педагогика «ненасилия» Л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.

4. Концепция свободного воспитания К.Н. Вентцеля.