logo search
doc

Раздел 1

Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях

Н.В. Андреева

(Рязань)

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

В условиях летнего оздоровительного лагеря для успешной работы с детьми необходимо изучать и учитывать их интересы, а в процессе педагоги­ческой деятельности постоянно развивать эти интересы и прививать новые, ведь, как известно, интересы оказывают влияние на формирование личности человека и помогают в выборе будущей профессии.

Исследование проблемы интересов детей проводилось в с/к «Лучезар­ный», который находится в Спасском районе Рязанской области, среди детей, отдыхавших в 1 смену в 2006 году (их возраст - от 6 до 16 лет). Всего в лагере было 9 отрядов, из них 2 спортотряда. Дети в основном являются жителями Ря­зани, некоторые проживают в Рязанской области. Подавляющее большинство из благополучных семей: семей учителей и врачей, депутатов и бизнесменов, работников ГРПЗ.

Для того, чтобы правильно построить свою работу, вожатому необходимо изучить интересы и потребности детей своего отряда и выяснить, как они при­выкли проводить свое свободное время дома и чем они хотят заниматься в лагере. Имея представление об интересах детей, легче решать проблемы орга­низации детского коллектива, готовить с детьми художественные номера, по­могать адаптироваться к условиям лагеря и многое другое.

Нами было проведено анкетирование в 5-ом и 2-ом отрядах, среди 48 де­тей. На основе результатов анкетирования, а также наблюдений и бесед мы смогли сделать определенные выводы об интересах и предпочтениях современ­ных детей.

На вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» были получены следующие ответы:

Надо сказать, что младшие более спортивны, среди них спорт предпочи­тают 6,5 %, среди старших - 5,3 %. Спать подростки 13-14 лет любят больше младших: 5,3 % и 3,2 % соответственно. Среди прочих любимых занятий ма­лыши отдают предпочтение прикладному творчеству (кружки, шитье, поделки), а старшие выбирают более пассивное времяпрепровождение (сон, кино, ухажи­вания за собой).

На вопрос «Любишь ли ты читать?» 26 % детей в возрасте 10-11 лет от­ветили «Нет», а 6,5 % не смогли дать точного ответа, остальные (67,5 %) читать любят. Наиболее популярная литература - фантастика, на втором месте - при­ключенческая литература, на третьем - сказки и страшилки, и лишь немногие дети предпочитают произведения на исторические и военные темы, детективы и легенды.

Большинство детей 13-14 лет читать не любят (42 %), а те, кто читает книги, предпочитают фантастику, потом идут детективы и классическая лите­ратура.

По телевизору дети младшего возраста любят смотреть сериалы (64,5 %), причем русские и разнообразной направленности, 16,5 % детей отдают пред­почтение фильмам (боевикам и фильмам ужасов). Старшие предпочитают фильмы (52,6 %), музыкальные программы (15,8 %), мультфильмы и ток-шоу

(5,3 %).

12,9 % опрошенных среди детей 10-11 лет в кинотеатры не ходят, ос­тальные любят фантастику, боевики, комедии, приключения, 26,3 % детей в возрасте 13-14 лет на вопрос: «Ходишь ли ты в кино?» дали отрицательный ответ. Остальные предпочитают смотреть в кино фильмы ужасов, фантастику и комедии.

На вопрос, как они относятся к занятиям в школе, дети 10-11 лет отвеча­ли следующим образом:

Дети в возрасте 13-14 лет давали такие ответы:

На вопрос, интересует ли современных детей собственное будущее, были получены ответы: 32,3 % детей 10-11 лет и 68,4 % детей 13-14 лет не представ­ляют свое будущее и не знают, кем они хотят быть. Наиболее популярная про­фессия в обеих группах - бизнесмен. Помимо этого в младшей группе было на­звано большое число самых разнообразных профессий (архитектор, перево­дчик, парикмахер, водитель, дизайнер, певец, филолог, политик, программист, теннисист и так далее). В старшей группе были названы только журналист и юрист.

Как известно, человек - существо социальное, и дети уже с ранних лет в той или иной форме сталкиваются с разными проблемами общества. Важно знать, какое же отношение сформировалось у них к таким негативным явлени­ям, как наркомания, курение и детская преступность. Младшие ребята, видимо, находятся под влиянием общепринятого мнения и единодушно выражают от­рицательное отношение к этим явлениям. Старшие, помимо негативного отно­шения, иногда выказывают равнодушие или поддержку: к курению положи­тельно относятся 10,5 % опрошенных, отрицательно - 79 %; к наркомании 15,8 % опрошенных относятся равнодушно, 73,7 % - отрицательно; к детской преступности равнодушно относятся 10,5 % опрошенных, отрицательно - 79 % В последнее время стала актуальной проблема патриотического воспита­ния детей, но прежде чем воспитывать, надо узнать позицию самих детей. На вопрос: «Считаешь ли ты себя патриотом?» 54,8 % детей из младшей под­группы ответили «да», 45,2 % - «нет». Старшие отвечали следующим образом:

У детей можно выделить пассивный и активный интерес. Пассивный ин­терес представляет собой предпочтительную направленность, благодаря кото­рой ребенок скорее обратит внимание на предмет, активный интерес настолько силен, что ребенок ищет ему удовлетворение. Задача вожатого - выявить поло­жительные интересы детей и создать условия для их развития. А сделать это можно, проводя игры и викторины, например, викторины «Времена года», «Га­лактика», «Путешествие по Земному шару», конкурсы «Танцы всего мира», конкурс рисунка на асфальте «Я патриот!»; привлекая детей к участию в круж­ках, например в фотокружке, кружке глиняной игрушки, рисования, танцев и пения; проводя беседы и делясь личным опытом.

Ю. Андреева

(Рязань)

К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ

Одним из парадоксов профессиональной подготовки учителей в педаго­гических вузах, колледжах, училищах России является отсутствие среди обяза­тельных учебных предметов специфических, раскрывающих теоретические ос­новы и прикладные знания в такой значимой области, как педагогические кон­фликты. Полностью изжить конфликты в средней школе практически невоз­можно. Поэтому возникает необходимость поднять вопрос о способах их раз­решения. Анализ некоторых конфликтов, сравнение выходов из них с моделями решений, способствующими благоприятному исходу, могут помочь предотвра­тить неблагоприятные последствия в подобных случаях.

Таким образом, актуальность исследования в данной области обоснована, поскольку оно может помочь предупредить педагогические конфликты.

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются: объект конфликта; участники конфликта; социальная среда; субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

На наш взгляд, наибольшую важность представляет такой компонент конфликта, как его участники. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники, образующие стержень кон­фликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон кон­фликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа: внутриличностный, при котором один ас­пект личности противостоит другому; межличностный, при котором одна лич­ность противостоит другой; конфликт типа личность-группа; конфликт типа группа-группа.

В школьной практике наиболее часто встречаются следующие конфликты:

Поскольку, всякий реальный конфликт представляет собой не единовре­менный акт, а процесс, важным компонентом алгоритма его разрешения явля­ется анализ. Анализ конфликта предполагает как исследование его структуры и статики, так и динамики, стадий и этапов его развития. Динамика конфликта, как процесс его изменения, может быть представлена следующими этапами:

— предконфликтная ситуация (латентный период);

При обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, компромиссу и сотрудничеству, конфликт вступает в стадию разрешения и за­вершения. В противоположном случае для завершения конфликта требуется конструктивное решение.

Рассмотрим пример конфликта, в котором конфликтующими сторонами являются ученики и учитель, проанализируем его на нескольких уровнях для выбора оптимального варианта его решения.

10 класс готовит клип к празднику. Староста (Светлана), официальный лидер класса, предлагает одноклассникам свою программу выступления, по которой класс начинает проводить репетиции. После болезни приходит не­формальный лидер (Максим), который всегда брал на себя организацию подоб­ных выступлений. Он предлагает свою программу, которую одобряет весь класс. На репетиции новой программы, после тщетных попыток склонить класс в свою сторону, Светлана в ярости обещает «испортить всем празд­ник». На конкурсе класс не занимает никакого места. В последствии открыва­ется факт того, что староста уговорила жюри засудить выступающих из своего класса. Последние после праздника (с целью восстановить справедли­вость) рассказывают все классному руководителю. Учитель предлагает обсу­дить все позже, но обстоятельства осложняются. На следующий день у ста­росты день рождения, по настоянию Максима ей объявляют бойкот, не по­здравляют с днем рождения, учитель не решается начать разговор о кон­фликте, но наказывает старосту тем, что не выделяет время в начале урока на ее поздравление и раздачу конфет, тем самым, дискриминируя ее. Максим удовлетворен таким исходом — оппонент подавлен, находится в отчаянии и одиночестве — предлагает одноклассникам прекратить бойкот на следую­щий день. Конфликт решен.

Проанализируем конфликт согласно принципам управления конфликтами (Г. С. Абрамова). Фактически, не был соблюден ни один принцип. Конфликт не был продиагностирован, третья сторона не смогла сохранить нейтралитет, был применен метод односторонних уступок, в результате была наказана одна сто­рона. Тактика «выигрыш-проигрыш» привела к деструктивным последствиям. Отсюда, очевидно, что в данном случае недостаточно выбора того или иного принципа разрешения конфликта, требуется его диагностика, систематический анализ его причин, выбор возможных путей разрешения, предвидение деструк­тивных или конструктивных последствий. Рассмотрим схему диагностики кон­фликта, как вариант его решения на конкретном примере.

Таблица

Схема диагностики конфликта

Этап диагностики конфликта

Содержание этапа

1 2

1. Определение видимых участни­ков конфликта

Светлана - староста класса, Максим - лидер класса

2—3. Выявление других участников и носителей за­тронутых интере­сов

После первичного анализа ситуации выявляются остальные участни­ки конфликта, чьи интересы затрагиваются в той или иной степени в результате конфликта. Это группа выступающих на концерте

4. Составление биографии кон­фликта

Максим не предпринял попытку объяснить старосте, почему класс должен действовать по его плану, Светлана недооценила сплочен­ность класса и повела себя нетактично по отношению к нему. Это и привело к конфликту

1 I 2

5—6. Определение позиций участни­ков и причин кон­фликта

Анализируется, какова позиция сторон на данный момент, в чем их потребности, интересы, опасения (см. карту конфликта) выявляются объективные и субъективные причины, объект конфликта. Объектив­ные причины: различия в методах поведения, ценностях; плохие коммуникации; невозможность мирного существования двух лидеров одновременно. Объект конфликта - положение лидера в классе. Субъективные причины - см. карту конфликта

7—8. Выявление намерений сторон, готовности дого­вориться самим

Необходимо определить, готовы ли стороны договориться и урегули­ровать конфликт путем переговоров; требуется ли вмешательство другой стороны или иное решение. Староста сочла себя незаслужен­но обиженной, решила отомстить обидчикам, после чего, лидер клас­са попытался урегулировать конфликт, призвав нейтральную сторону (педагога), но очевидно, что это было вызвано потребностью не в пе­реговорах, а в защите. Таким образом, стороны не были готовы к компромиссу. Требовалось вмешательство третьей стороны, на­правленное на урегулирование ситуации

9. Проведение пе­реговоров

Если стороны могут договориться сами, то предлагается соответст­вующий вариант решения с прогнозом последствий для каждой из сторон с учетом необходимых затрат и усилий. В данном случае са­мостоятельные переговоры не возможны, ученики еще недостаточно сознательны, чтобы здраво рассуждать о причинах конфликта. Кроме того, переговоры будут психологически трудны для старосты, так она осталось без поддержки остальных членов класса

10—11. Выбор по­средника и прове­дение переговоров с его участием

Если стороны не могут сами прийти к соглашению, то предлагается проведение переговоров с участием посредника, прогноз последствий для каждой из сторон. В данном конфликте помощь посредника мог­ла бы обеспечить конструктивный выход из конфликта. Но по неко­торым причинам педагог не сумел привести их в исполнение, кроме того, он сам стал участником конфликта, встав на сторону большин­ства, этим самым он и предопределил исход конфликта и деструктив­ные последствия выхода их него для старосты

Решение другими методами

Если разрешение конфликта невозможно путем переговоров, то раз­рабатывается соответствующее решение, в данном случае учащиеся самими выбрали способ выход из конфликта - они проигнорировали старосту, тем самым показав ей несправедливость ее поступка по от­ношению к одноклассникам. Фактически такой выход из конфликта не самый худший, поскольку не принес сильных нравственных по­трясений ни одной из сторон. Победа осталась за правой стороной.

Для выявления причин конфликта возможно использовать метод карто­графии конфликта, суть которого состоит в графическом отображении состав­ляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников, спосо­бов устранения причин, приведших к конфликту.

Участник 1 - лидер

Потребности: уважение, са­мореализация, сохранение высокого положения в классе Опасения: потеря положения лидера, авторитета

Участник 2. - староста

Потребности: авторитет, уважение Опасения: непризнание, плохие отношения с классом

1—

Взаимоотношения участников конфликта +

-►

Участник 4 - класс

Потребности: сохране­ние существующего климата в классе Опасения: расширение конфликта, нежелание быть в него втянутыми, ухудшение климата в коллективе

Участник 3 - классный руководитель

Потребности: сохранение своего авторитета и дисцип­лины в классе

Опасения: потеря управляемости и ухудшение отно­шений с классом

На основе анализа конфликта предлагаем алгоритм его решения:

Конечно, данный алгоритм может и должен уточняться при применении для регулирования конкретных конфликтных ситуаций. Но в любом случае, ме­тоды решения, правильно подобранные в соответствии с разработанным алго­ритмом разрешения конфликтов помогут найти конструктивный выход из любой неблагоприятно сложившейся ситуации, предотвратить дальнейшие разногласия и найти общий язык с бывшими оппонентами.

Ю.Е. Баранова И.А. Карасева

(Рязань)