logo search
ИПиО (озо) Бак

II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.

Первым мыслителем, представившим педагогику как самостоятельную науку, стал немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт(1776-1841). Фактически он предпринял попытку теоретически обосновать педагогику. Философия, по Гербарту, указывает цель воспитания («практическая философия»), психология – пути достижения этой цели.

Изучите выдержки из работ Гербарта «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».

Обратите внимание, что ключевой позицией теоретических основ педагогики Гербарта явилась обоснованная им идея об органическом взаимодействии между педагогической теорией (наукой) и практикой (искусством воспитания).

Анализируя рекомендованные первоисточники, обратите внимание на следующие вопросы.

 Что понимает Гербарт под педагогикой как наукой, а что относит к искусству воспитания? Какова связь педагогики с психологией?

 В чём преимущества и недостатки педагогической теории?

 В чём ограниченность «голой» педагогической практики?

 Какой смысл вкладывает Гербарт в понятие «педагогический такт»?

 Как он определяет предмет педагогики и сущность «подлинного» воспитания, воспитывающего обучения?

Свойства научной педагогики как целостной системы должны, по мнению Гербарта, концентрироваться в цели воспитания, выражающей её интегративные системообразующие связи, вследствие чего воспитатель не должен предъявлять к ученику требований, не связанных с целью воспитания.

В связи с этим найдите в текстах первоисточников рассуждения Гербарта о том,

 является ли цель воспитания единой или многообразной,

 что следует понимать под целями возможными и необходимыми.

Обратите внимание на этическую основу обоснования Гербартом проблемы цели воспитания.

Следует подчеркнуть значение идей Гербарта об учёте многостороннего интереса воспитанника для достижения поставленных целей, о роли нравственности.

Анализ первоисточников необходимо дополнить изложением вопросов об обосновании Гербартом процесса воспитания как единства управления, обучения и нравственного воспитания.

 Дискуссионные вопросы.

1. Можно ли согласиться с утверждениями Гербарта о том, что

► «тот, кто без философии подходит к воспитанию, легко может вообразить, что проводит широкие реформы, лишь немного улучшая методы преподавания»?

► «мир и природа делают для питомца гораздо больше того, чем в среднем может похвалиться воспитание»?

2. В современной науке существуют различные точки зрения на педагогическое наследие Гербарта. Возможно ли считать Гербарта основоположником «авторитарной» педагогики (Г.Б. Корнетов) или «культурно-антропологической» (Л.А. Степашко). Ответ обоснуйте.

Темы для индивидуальных выступлений.

▫ «Философско-психологические основы педагогики Гербарта».

▫ «Сущность воспитания, его цель и задачи».

▫ «Управление воспитанием в педагогической теории Гербарта».

▫ «Дидактические взгляды Гербарта».

▫ «Роль интереса в обучении».