logo search
doc

Педагогические причины агрессивности подростков

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из ост­рейших социальных-педагогических проблем нашего общества, где за послед­ние годы резко увеличилось количество преступлений совершаемых подрост­ками. Л.М Семенюк. подчеркивает тот факт, что участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточе нный характер. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подростково­го возраста.

Под агрессией понимается сильно выраженная активность, стремление к самоутверждению. По мнению Л. Берковец, агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются резко отрицательно как выражение антигуманизма, насилия, куль­та грубой силы. В то же время имеются случаи, когда об агрессивных действи­ях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существен­ный недостаток. Однако «положительная агрессия» является, скорее, исключе­нием, имеющим место в узко специальной сфере. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение.

К такой проблеме, как агрессивность подростков нельзя относиться безразлично, так как она несет в себе разрушительный характер, она уничтожа­ет общество. Многие считают, что главной причиной агрессивности подростков является семья.

Д. И. Фельдштейн утверждает, что ядром конфликтной ситуации, при­ведшей к нравственной деформации личности подростка, являются не только недостатки семейного, но и школьного воспитания. У подростков утрачен ин­терес к учебе, фактически утеряны связи со школой. Необходимо отметить, что порой школа сама провоцирует агрессивность подростков. Низкая культура пе­дагога, незнание детей, а также нежелание учителей заниматься диагностикой, изучением своих воспитанников являются одной из причин агрессивности под­ростков. Подросток, помимо того, что не защищен от насилия на улице, также подвергается внутришкольному и внутрисемейному насилию, что является провоцирующим агрессию фактором.

По мнению В. Баженова, проблема заключается в том, что подростки имеют искаженные представления о нравственности, справедливости, смело­сти, храбрости, товариществе. В школе преобладают массовые формы работы с учащимися, тогда как психология подростка требует нередко преимущест­венно индивидуального подхода в форме доверительного разговора. Поэтому общие беседы, собрания на нравственные темы проходят мимо отдельных под­ростков, которые затем оправдывают проступки незнанием правовых норм по­ведения. Необходимо отметить тот факт, что в школах пока не добились усиле­ния взаимосвязи правового воспитания учащихся и формирования нравствен­ных представлений, этических норм поведения, эстетического отношения к ок­ружающей действительности. Именно усиление единства всех направлений воспитания является одним из значимых условий эффективности ранней педа­гогической профилактики.

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обу­славливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстра­тивного неповиновения, разрушительных действий.

По мнению Ф. Райса подростки ищут поддержки у тех, кто их принимает и подкрепляет их ощущение причастности. Таким образом, они создают свою субкультуру, вливаются во всевозможные неформальные течения. Неформаль­ных групп в настоящее время очень много, и некоторые из них проявляют дест­руктивные формы поведения. Они являются опасными как для общества, так и для самих подростков.

Нами был проведен опрос 30 учителей школы № 21 города Набережные Челны Республики Татарстан, направленный на выявление причин агрессивно­сти детей, их объединения в группировки и характера работы проводимой учи­телями по профилактике агрессивности подростков. Проанализировав получен­ные результаты, мы выявили следующее:

42,9 % учителей считают, что учащиеся не знают, как проводить свобод­ное время, что является одной из причин их объединения в группировки. Вто­рой причиной этого явления, по мнению учителей, является детский рэкет, 33,3 % учителей причины агрессивности детей видят в том, что существуют проблемы в семье, и в целях самозащиты дети проявляют агрессивность по от­ношению к окружающим. В числе причин агрессивности детей 7 учителей ука­зали на средства массовой информации, фильмы, то есть боевики, «ужастики».

Преодоление насилия и агрессивности в школе, как отмечает А. Гугген-бюль, достижимо при наличии консенсуса с учащимися и невозможно вопреки их воле. Включение агрессивных подростков в социально значимую общест­венно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать, пере­сматривать свое поведение, отношение к себе и к другим людям, создавая объ­ективные предпосылки для нормального личностного становления.

Для решения этой проблемы требуется активное участие не только роди­телей, но и учеников, администрации школы и самих учителей. Учителя видят причины агрессивности подростков не в себе, то есть учителя не занимаются рефлексией собственной деятельности. Необходимо стараться направлять энер­гию и агрессию подростков в положительное русло, деятельность подростков должна носить не разрушающий, а созидательный характер. Семья и школа должны стремиться к максимальному сокращению периода свободного време­ни подростка - «времени праздного существования и безделья» за счет привле­чения к положительно формирующим личность занятиям - чтению, самообра­зованию, занятию музыкой, спортом и т. д.

Е.А. Киреева

(Рязань)