logo search
doc

Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника

В формировании нового человека исключительно велико значение гума­нистического воспитания, так как предметом гуманистической педагогики яв­ляется воспитание гуманной свободной Личности, способной жить и творить в будущем демократическом обществе.

Воспитанию гуманистических качеств личности в истории российской и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. Эту проблему ис­следовали В.А. Сухомлинский, Л.М. Фридман, И.Ф. Харламов, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, А. Маслоу, Ш. Бюллер, К. Роджерс и др.

Формирование гуманистических качеств личности (доброты, отзывчиво­сти, заботливости, бескорыстия, вежливости и т. д.) начинается с рождения че­ловека и продолжается всю жизнь.

Понятие «гуманистические качества личности» сложная и неоднозначная категория, которая имеет множество значений и смыслов. Содержание гумани­стического воспитания включает в себя воспитание любви к стране, к людям, начал коллективизма и гуманизма, дисциплинированности и культуры поведе­ния, волевых черт характера и положительных моральных качеств. Главной це­лью гуманистического воспитания является формирование гуманистической культуры, под которой понимается совокупность гуманистически развитого сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

Младший школьный возраст - самоценный этап в развитии гуманистиче­ской культуры личности. В этот период происходит качественный скачок в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру. Младший школьный возраст - это этап формирования основ нравственно-гуманистической позиции личности.

О степени сформированности у человека гуманистических качеств лич­ности обычно судят по его поведению, а наименьшей единицей поведения слу­жит поступок. Из поступков складывается поведение, которое есть не что иное, как совокупность поступков, характеризующих общий гуманистический облик человека, его отношение к обществу, к другим людям, самому себе.

В рамках лаборатории «Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов», работающей при кафедре педагогики и психологии на­чального образования ВГПУ, нами проводиться исследование по проблеме раз­вития личности младшего школьника. Так, изучая проблему формирования гу­манистических качеств личности младших школьников, мы исходили из после­довательности следующих этапов:

— включение учащихся в соответствующие виды деятельности.

Результаты проведенного нами исследования показывают, что в боль­шинстве случаев (45 %) у детей преобладает средний уровень представлений о гуманистических нормах, но они редко используют свои знания в практической деятельности (низкий уровень - у 30 %). Только 25 % детей показали высокий уровень гуманистических качеств.

На основе общего анализа диагностирования мы пришли к выводу, что у детей младшего школьного возраста заложены гуманистические качества, но ребенок не может их увидеть, обнаружить, распознать и определить. Ребенку необходимо показать как надо быть добрым, заботливым, отзывчивым, сме­лым, гуманным, показать значимость самого ребенка для природы. На основа­нии методов констатирующего и формирующего эксперимента мы заключили, что дети имеют гуманистические знания, но нуждаются в расширении опыта -в гуманистически ориентированной деятельности.

Исследование, которые мы проводили, убедило нас в том, что правильно организованные уроки и внеклассные занятия значительно влияют на формиро­вание личных качеств младших школьников и повышают уровень их сформи-рованности. Они помогают в воспитании трех составляющих высокой нравст­венности: доброты, отзывчивости, заботливости, то есть тех качеств, которые так необходимы и важны, особенно в наше время.

А.А. Ожерельева

(Рязань)