Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
Цель:сформировать представление об основных тенденциях и особенностях развития отечественной школы и педагогической мысли в условиях становления тоталитарного государства и распространения коммунистической идеологии после революции Октября 1917 г.
Задачи:
1. показать предпосылки и сущность реформ школьного образования в Советском государстве в 1920-30-е гг.;
2. охарактеризовать основные направления в разработке проблем воспитания и образования советскими педагогами и педагогами русского Зарубежья;
3. обозначить место и значение деятельности П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко в педагогической теории и практике.
Основные понятия:
Наркомпрос, ГУС (Государственный учёный совет), единая трудовая школа, ФЗС (фабрично-заводская семилетка), ШКМ (школа крестьянской молодёжи), принципы единой трудовой школы, идея политехнического образования, педагогическая дискуссия, педология, комплексные программы, «студийная система» как форма обучения, метод проектов, педагогика русского Зарубежья, направления в педагогике – социально-реформаторское, культурно-антропологическое (или философско-гуманистическое), христианско-антропологическое (или религиозно-христианское), технократическое;
Блонский П.П.: педагогика как наука, ребёнок – центр педагогического процесса, типология учащихся, генетический метод, концепция трудовой школы;
Шацкий С.Т.: концепция воспитания в социальной среде, школа как комплекс, воспитание как организация жизнедеятельности ребёнка, идея «воспитания ума», детский труд, творчество, колония «Бодрая жизнь», первая опытная станция по народному образованию;
Макаренко А.С.: теория коллектива, идея связи социального обучения и воспитания с производительным и творческим трудом, теория семейного воспитания, трудовая колония им. М. Горького, коммуна им. Ф.Э. Дзержинского;
Гессен С.И.: педагогика как прикладная философия, цели образования – цели культуры, ступени нравственного обучения: аномия, гетерономия и автономия.
План.
1. Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
2. Социально-реформаторское направление в педагогике (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).
3. Теоретическая педагогика русского Зарубежья (С.И. Гессен).
4. Педагогическая система А.С. Макаренко.
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.