logo search
истор

Петр Федорович Каптерев (1849–1922)

П.Ф. Каптерев – педагог, психолог, историк педагогики. Он разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии. Под его редакцией была создана первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Общим основанием педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Он обосновывал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциацию учебных курсов и всей структуры учебного процесса. В педагогику им введено понятие «педагогический процесс». У П.Ф. Каптерева педагогический процесс обозначен как процесс саморазвития личности. «Настоящий, не искаженный педагогический процесс, – пишет П.Ф. Каптерев, – в одно и то же время и свободен и необходим, потому что есть процесс саморазвития. Если же воспитание и образование бывают принудительными, то нечего и говорить о самодеятельности – это значит петь мотив из другой оперы, совершенно различной, это значит соединять несоединимое». В сфере управления школьным делом П.Ф. Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви.

Необходимыми условиями такой свободы он считал школьное самоуправление, сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, улучшение материального и правового положения учительства. Несмотря на естественную связь педагогики с политикой, обусловленную, по П.Ф. Каптереву, общественным характером человеческого бытия, он полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. В условиях борьбы различных партий, в определенной степени дезорганизующей жизнь школы, П.Ф. Каптерев придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе школьного самоуправления. Педагогическая и научная деятельность П.Ф. Каптерева (около 40 монографий и более 500 статей) – целая эпоха в области педагогической мысли России конца XIX – начала XX века.

Поразительно, как в конце XIX в. сам П.Ф. Каптерев практически теми же словами, что и современные исследователи, объясняет необходимость новых подходов в образовании. «В школах главное внимание обращается на обучение, а в обучении на успехи, на результаты. Учатся хорошо, дурно или посредственно – вот главный преобладающий интерес школы; имеет хорошие способности, слабые или средние – это другой, уже дальнейший интерес школы. Но школа мало интересуется самим процессом приобретения сведений учащимися, той степенью напряжения, энергии и настойчивости, которую обнаруживает учащийся при занятиях». И даже не то важно, что не само обучение приоритетно для П.Ф. Каптерева, и не то даже, что интересуют его проявления характера в процессе обучения, а то, что эти проявления осознаются как процесс внутренних преобразований.

Школа «весьма мало интересуется тем внутренним процессом, которым учащиеся достигают знания».

Но главное – «что совершается в душе учащегося, что он переживает внутри себя, работает он над своим усовершенствованием или нет, развивается его способность самоуправления или не развирается». П.Ф. Каптерев призывает ориентироваться не на «исполнительность и послушание», а на «развитие способности самоуправления и разумной мотивировки своих действий».

Приложение 9