Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
Студенчество сегодня - наиболее активная часть российской молодежи, социальные ориентиры которой в недалеком будущем определят деятельность российской интеллектуальной элиты и вектор развития России. На студентов педагогических вузов - будущих учителей, возлагается вся ответственность по формированию, развитию и совершенствованию личности ребенка, будущего гражданина мира.
Обществу необходимы современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Учителя несут моральную ответственность перед государством и обществом за будущее страны, но в той же мере велика и ответственность и обязанность государства в лице правительственной власти обеспечить достойное существование его интеллигенции.
Базой исследования послужили два вуза - Елабужский государственный педагогический университет и Набережночелнинский государственный педагогический институт. Проведенный нами дважды устный опрос, в котором участвовали 180 студентов (2004 г.) и 102 (2006 г.), а так же двойное анкетирование, которым были охвачены 72 ( 2004 г.) и 84 (2006 г.) студента дали результаты, которые свидетельствуют о том, что угнетенные невостребованностью своего творческого потенциала 15 % (2004 г.), тяжелым материальным положением 78 % (2004 г.), оказываясь в эпицентре экстремальной социально-экономической ситуации, учитель - продолжает служить профессии как некоему «святому делу», решая повседневные проблемы.
Повторное анкетирование доказывает, что положение современного учителя считают «нормальным» 47,6 % (2006 г.) респондентов, тогда как «тяжелым» 32,1 % и «неудовлетворительным» 20,2 % (2006 г.) студентов. Происходит понимание того, что человек, оказывающийся в состоянии брать на себя ответственность за создание условий для формирования личности ребенка, всегда должен быть независим от внешних эмоциональных оценок и факторов, перефразируя К. С. Станиславского — «любить искусство в себе, а не себя в искусстве».
39,7 % студентов, опрошенных в 2004 г. и 32,7 % — в 2006 г., объясняют свое нежелание работать в системе образования низким статусом учителя в обществе, его социальной незащищенностью со стороны государства психологической сложностью педагогического труда, большой учебной нагрузкой, а также пугающим будущих учителей низким уровнем воспитанности подрастающего поколения (2004 г.).
В ходе анализа публикаций в психолого-педагогических периодических изданиях за 2005—2006 гг., мы пришли к выводу, что современная ситуация по повышению социального статуса учителя стабилизируется, меняясь к лучшему (концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг., доклады коллегии Министерства образования науки РФ от 10 октября 2005 г. по вопросам национальных проектов в сфере образования, ежегодные конференции в г. Санкт-Петербурге научных руководителей и практических работников школ по анализу и обобщению опытно-экспериментальной работы, конкурсные программы для учителей общеобразовательных учреждений на премию Президента РФ и т. д.).
Если говорить о требованиях к учителю и системе образования в целом, со стороны общества и государства, то в последнее время они формулируются как образовательное обеспечение «национальной идеи» - достижения конкурентоспособности страны, экономики, индивида. Динамика современного мира подталкивает студентов к собственному нахождению путей решения возникающих проблем.
Студенты рассматривают творческий потенциал личности как средство производства и интеллектуальный продукт, который становится определяющим фактором роста, преобразующим социальную картину положения учителя. Труд учителя - это заведомо творческий процесс, которому сегодня необходимо уделять особое внимание. Так полагают 15 % (2004 г.) и 30,5 % (2006 г.) опрошенных студентов. Благодаря творчеству развивается интеллектуальный потенциал учеников, способствующий достижению ими высокого уровня конкурентоспособности на мировом рынке труда. Учитель - необходимое социально - экономически и интеллектуально значимое звено развития общества.
Для студентов в возрасте от 17 до 22 лет, личный пример школьного учителя (24,6 % — 2004 г.; 29% — 2006 г.), так же, как и личный пример преподавателя педагогического вуза (21% — 2006г.) являются мотивами для дальнейшего продолжения работы в системе образования.
Учитель становится примером подражания для 12,6 % (2004 г.) и 58 % (2006 г.) студентов, что увеличивает его значимость и уважение со стороны общественности. Отличающими особенностями педагогической деятельности 24,6 % (2006 г.) опрашиваемых студентов считают динамизм профессиональной деятельности и общение с детьми — 41 % (2004 г.) и 47,2 % (2006 г.). «Осознанным» и «самостоятельным» выбор педагогического вуза становится для 39,7 % (2004 г.), 34,5 % (2006 г.), 27,3 % (2004 г.), 29 % (2006 г.) студентов, что говорит о личной заинтересованности и значимости профессии учителя.
Согласно полученным данным лишь 6,7 % в 2004 г. из 180 опрошенных студентов готовы были продолжить заниматься профессионально-педагогической деятельностью в школе. На сегодняшний день их отношение изменилось, на тот же самый вопрос через два года утвердительный ответ дали 38 % (2006 г.) из 84 прошедших анкетирование студентов и 21,5 % из 102 устно опрошенных студентов.
Быть учителем сегодня становится престижно, перспективно, интересно и увлекательно, в педагогической деятельности современный студент, он же молодой учитель, может заниматься научной деятельностью, самореализовываясь и саморазвиваясь, достигая творчески поставленных перед собой воспитательных, обучающих и развивающих задач, проявляя креативность и новаторство в современной школе.
Л.А. Суслова
(Рязань)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: