logo search
doc

Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся

Задача улучшения здоровья учащихся требует приложения усилий для своего разрешения как в масштабах всех страны, так и в каждой школе. Очень большое значение имеет подбор и обоснование отдельных приемов, способст­вующих поддержанию оптимального психоэмоционального состояния и хоро­шей работоспособности учащихся на уроках.

Одним из интегральных субъективных показателей психоэмоционального состояния является настроение. Это понятие отражает в определенной степени функциональное состояние человека и поддается субъективной самооценке.

В качестве приема, предположительно положительно влияющего на на­строение учащихся, мы выбрали паузу отдыха продолжительностью 2 минуты, которую можно было включать в ход урока. В начале урока по психофизиоло­гии, проводимого один раз в неделю, мы объявляли учащимся паузу для отды­ха, в течение которой предлагали им отдыхать и не заниматься никакой дея­тельностью. Эту процедуру мы повторяли в течение 4-х уроков на протяжении 4-х недель.

Целью нашей работы было определить, влияет ли специально объявлен­ная пауза для отдыха во время урока на настроение учащихся.

Наша гипотеза заключалась в предположении о том, что непродолжи­тельная двухминутная пауза для отдыха может положительно повлиять на на­строение учащихся.

Экспериментальная проверка этого предположения проводилась в школе № 38 г. Рязани с учащимися общеобразовательного класса 9 В.

До и после паузы отдыха испытуемые оценивали свое психоэмоциональ­ное состояние по параметру «настроение». Вначале испытуемые давали оценку своему настроению в диапазоне оценок от «очень плохое» до «очень хорошее», и после проведения 2-минутного отдыха их просили проделать то же самое.

Оценку настроения учащихся мы проводили по аналогии с известным графическим тестом самооценки Дембо - Рубинштейн. При обработке резуль­татов качественные графические значения переводили в количественно-цифровые в диапазоне значений от +1 до -1.

Таким образом, от каждого испытуемого мы получали субъективную оценку уровня функционального состояния (настроения), выраженную в долях единицы. Эти данные можно было обрабатывать количественными статистиче­скими методами, то есть получать средние значения для всей группы испытуе­мых, стандартное отклонение и т. д.

Наши исследования должны были показать, влияет ли кратковременный отдых во время урока на настроение учащихся, а если влияет - то в каком на­правлении и в какой степени. Мы можем предположить 3 варианта: