logo search
Подготовка к госам / программа_вопросы_ПО_2010

Теория и методика воспитания

Диалектика индивидуального и коллективного в воспитательном процессе. Ученический коллектив школы и школьный класс в воспитательной системе школы. Функции, стадии и механизмы становления детского воспитательного коллектива. Эволюция концепции коллективистского воспитания: от коллективизма к взаимодействию (учение А.С.Макаренко, педагогические идеи Ю.П.Азарова, И.П.Иванова, Т.А.Куракина, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой и др.). Педагогическое руководство детским коллективом. Развитие ученического самоуправления. Самодеятельные группы, детские и юношеские «неформальные» объединения.

Смысл педагогического взаимодействия школы и семьи. Особенности современной семьи. Характеристика демографической ситуации в России. Современные тенденции и проблемы семейного воспитания. Условия развития и саморазвития личности в семье. Классификация типов семей по составу и характеру взаимоотношений. Направления работы классного руководителя с семьями учащихся. Схема анализа особенностей семейного воспитания учащихся. Формы работы с семьями учащихся. Методика работы с родителями школьника.

Характеристика различных подходов к определению содержания воспитания. Гуманистический подход в воспитании. Воспитание как вхождение ребенка в культуру (культурологический подход в воспитании). Деятельность – основа воспитательного процесса (деятельностный подход в воспитании). Воспитание как организация предметной деятельности и духовной деятельности по осмыслению жизни. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей; ценностные отношения к миру как содержание воспитательного процесса (ценностный подход в воспитании). Формирование мировоззрения школьников в целостном педагогическом процессе (комплексный подход в воспитании).

Характеристика приоритетных стратегий воспитания по схеме: ключевые понятия, задачи воспитания, формы организации деятельности, критерии и показатели воспитанности.

Понятие о формах организации воспитательной работы. Их классификация по различным основаниям: по количеству и составу участников, по продолжительности и по месту проведения; по аспектам содержания воспитания; по степени сложности; по характеру связей между участниками. Комплексное использование различных форм организации воспитательного процесса, их разнообразие и тесное взаимодействие для достижения цели. Критерии выбора форм воспитания. Характеристика форм воспитательной работы.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: педагогическая оценка, поощрения, наказания, создание ситуаций успеха/неуспеха, соревнование, игра.