logo search
истор

Тема 9. Развитие отечественной педагогической теории и практики в первой трети хх века

Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.).

Многообразие педагогических течений в отечественной педагогике как фактор становления педагогической теории на рубеже XIX и XX веков. Антрополого-гуманистическое обоснование идей воспитания в трудах П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова. Дальнейшее развитие теории «свободного воспитания» в трудах и деятельности Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля. С.Т. Шацкий о воспитания как о создании наиболее благоприятных условий для естественного свободного развития ребенка.

Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). «Основные принципы единой трудовой школы» как манифест новой образовательной парадигмы. Отечественная школа и педагогика первого послереволюционного десятилетия: принципы школьной политики, развитие педагогической науки. Философия марксизма и педагогические воззрения Н.К. Крупской и А.В. Луначарского. Программы ГУС.

Развитие гуманистических идей в условиях осуществления классового подхода к воспитанию. Развитие отечественной педологии как науки о всестороннем изучении ребенка. Педологические взгляды П.П. Блонского.

Философия воспитания нового человека в наследии А.С. Макаренко. Основные характеристики детского воспитательного коллектива. Принципы построения и функционирования детского воспитательного коллектива, этапы его развития. Роль педагогического требования в развитии коллектива. Коллектив и личность в педагогике А.С. Макаренко.